«Эхо войны в рассказе Сергея Никитина «Осенний день на Мшарах» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 34 г.Владимира Чепела Елена Вячеславовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Словарная работа Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащу елей, - синее,
Advertisements

СОЧИНЕНИЕ по картине В.Д.Поленова «Первый снег» Составила учитель нач. кл. Доронкина Людмила Владиславовна МБОУ СОШ 13 г.Калуги.
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ИСААКА ЛЕВИТАНА «Весна. Большая вода» 4 класс.
Образ Родины в живописи.. И.И.Левитан Пейзаж – описание природы в изобразительном искусстве, художественном произведении.
«Стихи Н.А.Некрасова на уроке русского языка» Богаткина О.В., учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия 44 г. Иркутска.
Пейзаж родной земли Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины… Самая красивая для человека природа там,
Пейзажная зарисовка. Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. И в душе, и в долине.
Многообразие деревьев. Распредели предметы по группам.
Образ России в лирике С.Есенина Образ России в лирике С.Есенина Авторы: Шутова Дарья, Иванова Анна, ученицы 11 «Б» класса. МОУ – гимназия г.Переславля-Залесского.
Текст. Типы речи.. Что можно описывать? Описание предмета места состояния человека состояния окружающей среды (пейзаж)
Текст. Типы речи.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Люблю природу русскую. Осень. М.М. Пришвин «Осеннее утро»
ГОУ СОШ 72 ЗАО г.Москвы ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 класс «В» Классный руководитель: Стрельцова Тамара Алексеевна Стрельцова Т.А. ГОУ СОШ 72 Москва
Мультимедийное занятие по русскому языку Учитель Иванова Ю.В. МОУ «Средняя школа 35»
Сочинение Место на земле, дорогое моему сердцу Место на земле, дорогое моему сердцу ВЫПОЛНИЛА: УЧЕНИЦА 3 «а» КЛАССА МОУ Любимской СОШ ЦВЕТНИКОВА СВЕТЛАНА.
Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Авторы: Светлова Дарина, Михайлова Анна, ученицы 9 «Б» класса.
Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
Автор: учитель начальных классов Шаламай Л.В. В гости к осени.
Презентация к уроку Живой мир. Тема: Осень. Осенние месяцы. Подготовила Хандажапова Сэсэг Баторовна, Учитель ГКОУ Школы 2124 г.Москвы.
Транксрипт:

«Эхо войны в рассказе Сергея Никитина «Осенний день на Мшарах» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 34 г.Владимира Чепела Елена Вячеславовна

Сергей Константинович Никитин Биография Биография

Рассказ «Осенний день на Мшарах». Что такое рассказ? Рассказ

Корни рассказа «Осенний день на Мшарах»- в толще русских литературных традиций. Рассказ- воспоминание. Рассказ- впечатление. Философские размышления.

дальше

«Мшары- это глубокое озеро с холодной прозрачной водой, синее в ясные дни и свинцово-серое в ненастье. Осенью оно бывает сплошь завалено сухими листьями дубов, рябин, черемухи, липы, орешника. Могучий дубовый лес стоит по берегам озера, закрывая его от ветров, и оно всегда спокойно, точно наполнено не водой, а тяжелой ртутью».

Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? Какие мысли передает через этот пейзаж? Как соответствует картина природы внутреннему состоянию рассказчика? Пейзаж

«Приходит мысль о том, что трава уже не та трава, что не те листья шелестят над тобой, не те облака плывут в небе, не та роса блестит на листьях, и сам ты уже не тот, нет и нет! В этой мысли всегда есть капля грусти, потому что нам жаль каждой минуты, сброшенной со счета нашей жизни- горькая ли та минута, светлая ли, все равно!»

Что нарушает гармонию в природе и привлекает внимание рассказчика? «На стволе одинокой прямой сосны, верхушка которой поднялась еще выше старых дубов было вырезано имя «Оля». Кто-то вырезал имя высоко над землей, кому-то стоило немалых трудов вырубить их там, они казались золотым тиснением по коричнево-медному фону».

Кого встречает рассказчик в осеннем тихом лесу? Охарактеризуйте их.

Что мы узнаем об Оле, имя которой было вырезано на дереве? «В 41 году здесь проходили гитлеровцы, она утопилась в Мшарах. Они надругались над ней. И Оля не перенесла…» Так эхо войны врывается в мирное время, в этот тихий солнечный день. Война все время напоминает о себе. Страшен ее лик.

Что несет миру война? Представьте и запишите, какие ассоциации возникают у вас со словом «Война?»

Сопоставьте начальный и финальный пейзаж. Оба даны через восприятие рассказчика. Какова роль пейзажного обрамления?

«Когда я впервые случайно вышел на Мшары, не нанесенные ни на одну карту этого края, я думал, что открыл новый мир, где еще не ступала нога человека,- такой первозданностью веяло от могучих дубов, от зеленовато-сумрачных глубин озера, от нетронутого обилия рябины, черемухи, ореха». «Я невольно оглянулся на озеро, на лес, на яркое осеннее небо, на кусты и деревья, отягченные плодами, на весь этот тихий мирок, который только что казался таким недоступным для людских скорбей и в котором я, быть может, не в меру бывал занят думами о себе и жизни своей. Он остался как будто прежним, но вызывал теперь совсем иные чувства и мысли».

На фоне мирного лесного пейзажа особенно остро воспринимаешь войну. Она разрушила и тишину, и мир. Здесь выражены и сострадание, и потрясение, и смертоносность войны, и боль от потерь, и пожизненная память.

Какие мысли и чувства вызвал у вас рассказ? Какие проблемы поднимает автор?

Рассказ словно обрывается: «Он остался (тихий мирок) как будто прежним, но вызывал теперь совсем иные чувства и мысли». Напишите сочинение-размышление: «Какие иные мысли и чувства вызывает этот тихий мирок?»

Я зарастаю памятью, Как лесом зарастает пустошь. И птицы-память по утрам поют, И ветер-память по ночам гудит, Деревья-память целый день лепечут… Но в памяти моей такая скрыта мощь, Что возвращает образы и множит… Шумит, не умолкая, память-дождь, И память-снег летит и пасть не может. Д. Самойлов

Биография Сергей Никитин родился в 1926 году в городе Коврове Владимирской области. Детство прошло на зеленых улицах этого города на берегу Клязьмы. После окончания школы он поступил в институт международных отношений. Через четыре года перешел в Литературный институт имени М. Горького, который окончил в 1952 году. Будучи корреспондентом много ездил по своей области. В 1952 году вышла первая книга рассказов «Возвращение». С тех пор вышло более 20 сборников рассказов. Природа центральной России и по преимуществу Владимирской области встает со страниц произведений С. Никитина, как живая, с обилием присущих ей красок, звуков, цветов и запахов. Писатель любит свою родину, любит дорогую его сердцу Владимирщину, ее леса, озера, реки и среди них прежде всего Клязьму с ее притоками, прибрежными городами и селениями. К портретуК портрету

Рассказ- художественное произведение небольшого размера, посвященное обычно отдельному событию в жизни героя. К началу

Пейзаж- в художественном произведении описание природы, которое помогает представить места, где происходят события, и лучше понять героев и их поступки. Возврат