ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Образована 18 сентября 2003 года на основе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года
Ратификационные процедуры Устава Организации Договора о коллективной безопасности и Соглашения о правовом статусе ОДКБ были завершены в государствах 18 сентября 2003 года. Таким образом, вступили в силу учредительные документы, на основании которых функционирует Организация. Придание Договору о коллективной безопасности статуса международной региональной организации
ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Целями Организации Договора о коллективной безопасности являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам. Организация Договора о коллективной безопасности содействует формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права. Основными направлениями деятельности Организации Договора о коллективной безопасности являются всестороннее развитие политического сотрудничества, развитие и совершенствование военной составляющей, противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, оружия и др. угрозам.
Совет министров иностранных дел ОДКБ Совет министров иностранных дел ОДКБ Организация Договора о коллективной безопасности Парламентская Ассамблея ОДКБ Рабочая группа по Афганистану Рабочая группа по Афганистану Консультативные и исполнительные органы ОДКБ Рабочие органы ОДКБ Вспомогательные органы ОДКБ Координационный совет по противодействию незаконному обороту наркотиков Координационный совет по вопросам незаконной миграции Координационный совет по чрезвычайным ситуациям Межгосударственная Комиссия по военно-экономическому сотрудничеству Объединенный штаб ОДКБ Секретариат ОДКБ Генеральный секретарь ОДКБ Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ Постоянный Совет при ОДКБ Совет мнистров обороны ОДКБ Совет коллективной безопасности Рабочие группы Общественные структуры Рабочая группа по Информационной безопасности Рабочая группа по Информационной безопасности
Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. В состав Совета входят главы государств-членов. В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами. Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики. Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества. Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности. Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ. Органы, созданные в рамках ОДКБ
Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации. СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации. Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. Справочно: Договор о коллективной безопасности зарегистрирован 1 ноября 1995 года в Секретариате Организации Объединенных Наций. На Сессии Совета коллективной безопасности 2 апреля 1999 года в Москве был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности. Протоколом предусматривается автоматическое продление срока действия Договора на очередные пятилетние периоды. 2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 2 марта 2010 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Организацией Договора о коллективной безопасности». 18 марта 2010 года в Москве Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа подписали Совместную декларацию о сотрудничестве между Секретариатом ООН и Секретариатом ОДКБ.
Основной формой деятельности Совета коллективной безопасности являются сессии, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередные сессии созываются по предложению не менее двух государств-членов. Существует практика проведения неформальных встреч президентов государств-членов ОДКБ для обсуждения отдельных важных вопросов. Сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ (5 сентября 2008 года, г. Москва)
. Сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ (14 июня 2009 года, г. Москва)
Ключевые статьи Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года: Статья 2. «В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников Договора, либо угрозы международному миру и безопасности государства – участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих действий и принятия мер для устранения возникшей угрозы». Статья 4. «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников» и «все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН». Статья 6. «Решение об использовании Вооруженных Сил в целях отражения агрессии в соответствии со статьей 4 Договора принимается Главами государств-участников. Использование Вооруженных сил за пределами территории государств-участников может осуществляться исключительно в интересах международной безопасности и строго в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и законодательством государств-участников Договора».
Приоритетные направления деятельности Организации Договора о коллективной безопасности Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Николаевич БОРДЮЖА «Современная международная обстановка требует от государств- членов Организации Договора о коллективной безопасности адекватного и оперативного реагирования на существующие и потенциальные вызовы и угрозы международной безопасности, значительного повышения уровня их взаимодействия по укреплению системы коллективной безопасности. В этих условиях необходима концентрация усилий Организации, прежде всего, на эффективном использовании накопленного внутреннего потенциала и расширении сотрудничества с другими международными структурами в обеспечении равной и неделимой безопасности для всех государств. Актуальным остается противодействие таким вызовам и угрозам, как распространение оружия массового уничтожения, терроризм, экстремизм, наркоторговля, организованная преступность, незаконная миграция, деструктивное информационное воздействие. Возрастает значение предотвращения и ликвидации последствий техногенных, природных и экологических катастроф». Из приоритетных направлений деятельности ОДКБ во втором полугодии 2009 года- первом полугодии 2010 года. Утверждены Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 14 июня 2009 «О Ежегодном докладе Генерального секретаря ОДКБ».
Сотрудничество в области внешней политики Совет министров иностранных дел ОДКБ рассматривает вопросы практической координации внешнеполитической деятельности государств-членов в рамках Организации и согласования их позиций в международных организациях по ключевым вопросам региональной и глобальной безопасности. Постоянный Совет при ОДКБ содействует углублению внешнеполитической координации и принимает меры консультативного характера по согласованию позиций государств-членов ОДКБ по международным и региональным проблемам безопасности. Основными направлениями внешнеполитического сотрудничества являются: Обмен мнениями и согласование позиций по вопросам, затрагивающим интересы государств-членов ОДКБ. Координация внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ по актуальным проблемам международной безопасности. Сотрудничество ОДКБ с международными и региональными организациями. Внешнеполитическое сотрудничество в рамках Организации нацелено на создание благоприятной международной атмосферы для решения вопросов обеспечения безопасности государств- членов Организации и укрепления системы коллективной безопасности, внесение конструктивного вклада в поддержание глобальной и региональной стабильности, а также минимизацию негативных последствий складывающейся обстановки и предупреждение ее обострения. Совет коллективной безопасности определяет в ходе обмена мнениями по международным проблемам основные направления стратегии внешнеполитического взаимодействия государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности.
Учитывая необходимость подготовки скоординированных шагов государств-членов ОДКБ в сфере внешнеполитической и военно-политической проблематики, включая предотвращение или ликвидацию угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету государств- членов ОДКБ, в г.г. в рамках Организации проведена серия политических консультаций, в ходе которых обсуждались наиболее актуальные вопросы, представляющие взаимный интерес, и в этой связи принимались совместные заявления. С целью разработки комплекса адекватных мер по обеспечению стабильности и безопасности в зоне действия ОДКБ и совершенствования системы коллективной безопасности в Ежегодных докладах Генерального секретаря ОДКБ 2008 г. и 2009 г. СКБ ОДКБ даны совместная оценка и анализ современных вызовов и угроз безопасности, в том числе с учетом планов НАТО по расширению альянса и развертыванию существенных боевых сил вблизи границ государств- членов ОДКБ. Для наращивания возможностей Организации в сфере кризисного реагирования проводилась работа, нацеленная на совершенствование системы превентивной дипломатии, включая осуществление миротворческой деятельности и создание действенного механизма по разрешению конфликтов политико-дипломатическими методами. Обмен мнениями и согласование позиций по вопросам, затрагивающим интересы государств-членов ОДКБ
На сессиях СКБ ОДКБ и заседаниях уставных органов Организации проводилось обсуждение вопросов взаимодействия в сфере внешнеполитической деятельности с целью обеспечения международной безопасности и поддержания глобальной и региональной стабильности. Главами государств-членов ОДКБ в 2008 и 2009 годах приняты декларации сессий СКБ ОДКБ, в которых изложены согласованные оценки основных событий в мировой политике. В ходе неформальных встреч министров иностранных дел государств-членов ОДКБ, проведенных в Нью-Йорке, накануне открытия 63-й и 64-й сессий ГА ООН, в 2008 г. и 2009 г. перед проведением СМИД ОБСЕ, а также в 2009 г. на о.Корфу рассматривались актуальные проблемы международной безопасности и согласовывались позиции по вопросам повесток дня сессий ГА ООН и заседаний СМИД ОБСЕ. Министрами иностранных дел государств-членов ОДКБ в г. г. приняты заявления в поддержку предложений о создании новой архитектуры евроатлантической и евразийской безопасности, основанной на обеспечении равной и неделимой безопасности для всех государств, и продвижения инициативы о заключении Договора о европейской безопасности. В 2008–2009 г.г. в рамках Организации, в том числе на заседаниях Рабочей группы по Афганистану при СМИД ОДКБ, проведены консультации, на которых обсуждались вопросы согласования позиций в отношении проблем афганского урегулирования, противодействия вызовам и угрозам безопасности государств-членов ОДКБ, исходящим с территории Афганистана, оказания содействия транзиту грузов для МССБ. В рамках Организации в г.г. проведены консультации по выработке подходов к реализации договоренностей по вопросам разоружения, контроля над вооружениями, расширения мер доверия, нераспространения ОМУ. В 2009 году развернута работа государств-членов ОДКБ по оказанию содействия в выполнении Программы председательства Республики Казахстан в ОБСЕ, в том числе в проведении в 2010 году Саммита ОБСЕ, неформальной встречи министров иностранных дел государств-членов ОБСЕ, руководителей региональных организаций, действующих на евразийском пространстве. Координация внешнеполитической деятельности государств- членов ОДКБ по актуальным проблемам международной безопасности
Сотрудничество ОДКБ с международными и региональными организациями На регулярной основе проводились встречи руководства ОДКБ с представителями международных организаций, действующих на евразийском пространстве и занимающихся вопросами обеспечения безопасности, в том числе ОБСЕ и ШОС. Генеральные секретари ОБСЕ и ОДКБ выступили на заседаниях Постоянных Советов при ОДКБ и ОБСЕ соответственно. В течение 2008 – 2009 г.г. подписаны документы о сотрудничестве с СНГ и Международным Комитетом Красного Креста. Продолжается работа по заключению соглашения о сотрудничестве между ОДКБ и ЕврАзЭС. В июне 2009 г. министрами иностранных дел ОДКБ одобрены основные направления сотрудничества с ОБСЕ. В течение 2009 г. представители Секретариата ОДКБ принимали участие в международных форумах и конференциях по актуальным проблемам международной и региональной стабильности и безопасности, противодействию вызовам и угрозам, выступали в поддержку инициативы о совершенствовании архитектуры безопасности на евроатлантическом и евразийском пространствах. Для реализации линии, направленной на развитие равноправных и партнерских отношений с ООН, ОБСЕ, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС и другими международными и региональными организациями, действующими в сфере обеспечения безопасности, в ОДКБ в г.г. проводилась работа, нацеленная на объединение усилий по решению задач поддержания стабильности и укрепления мира. На 64-й сессии ГА ООН принята резолюция о сотрудничестве между ОДКБ и ООН, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа подписали в марте 2010 года Совместную декларацию о сотрудничестве между Секретариатом ООН и Секретариатом ОДКБ. В 2009 – 2010 г.г. в ходе рабочих встреч руководства ОДКБ и ООН проведены консультации по вопросам взаимодействия организаций, в том числе возможного участия миротворческого контингента ОДКБ в операциях по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, а также выработке международно-правовых норм и предложений в этой сфере.
Военное сотрудничество Государства-члены Организации осуществляют военное сотрудничество по следующим направлениям: Совершенствование нормативной правовой базы, определяющей стратегические приоритеты деятельности ОДКБ в сфере обеспечения коллективной безопасности и регламентирующей механизмы функционирования сил и средств коллективной безопасности для отражения вооруженного нападения (агрессии) в отношении одного или нескольких государств-членов ОДКБ. Сближение законодательств государств-членов Организации по вопросам обеспечения индивидуальной и коллективной самообороны в соответствии со статьей 51 Устава ООН. Оказание государствами-членами ОДКБ взаимной помощи в развитии вооруженных сил, их оснащении современными образцами вооружения и военной техники. Формирование и развитие коалиционной и региональных (объединенных) группировок войск (сил), создание в перспективе Коллективных сил ОДКБ. Развитие объединенных военных систем (ПВО, разведки, управления и других). Развитие Миротворческих сил ОДКБ. Осуществление совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил и других войск государств-членов Организации. Совершенствование системы всестороннего (оперативного, технического, тылового) обеспечения деятельности сил и средств системы коллективной безопасности. Сотрудничество в вопросах подготовки военных кадров. Координация деятельности государств-членов ОДКБ в сфере осуществления военного сотрудничества с другими государствами и международными организациями.
Оперативная и боевая подготовка сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ Подготовка сил и средств системы коллективной безопасности осуществляется как по планам министерств обороны государств-членов Организации, так и в ходе совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки. Важным этапом подготовки сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ являются совместные учения (командно-штабные учения) и тренировки. Ежегодно, начиная с 2004 г., проводятся совместные комплексные учения серии «Рубеж». В ходе этих учений отрабатываются алгоритмы принятия коллективных решений; вопросы, связанные с подготовкой и ведением совместных операций силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ. В 2009 году в ходе плановых учений «Запад – 2009» и «Взаимодействие – 2009» на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан была проведена апробация принятых нормативных правовых документов и отработка совместных действий контингентов вооруженных сил и других войск государств-членов Организации, входящих в состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ.
Решение о создании КСОР было принято президентами государств-членов ОДКБ на февральском 2009 г. саммите Организации. 14 июня 2009 года на очередной сессии Совета коллективной безопасности в Москве пакет документов по КСОР ОДКБ был подписан. КСОР - воинские контингенты и формирования сил специального назначения, выделенные государствами – членами Организации для совместного решения возложенных на них задач по обеспечению коллективной безопасности. Состав КСОР: воинские контингенты и формирования сил специального назначения (от органов госбезопасности, МВД, МЧС и др. ), оснащенные современными и совместимыми вооружением, военной (специальной) техникой. Для управления КСОР при подготовке и проведении операции будет создаваться Командование во главе с Командующим. В повседневной деятельности (до принятия решения на применение КСОР) задачи по планированию развертывания, применения, координации совместной подготовки контингентов КСОР возлагаются на Объединенный штаб ОДКБ. Задачи, возлагаемые на КСОР: - участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих вследствие ведения военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания чрезвычайной гуманитарной помощи; - другие задачи, определенные Советом коллективной безопасности. В 2009 году проведено в три этапа первое совместное комплексное учение по теме: «Подготовка и применение КСОР и воинских контингентов вооруженных сил государств-членов ОДКБ в интересах обеспечения коллективной безопасности». Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР)
6 октября 2007 года президенты государств-членов ОДКБ подписали Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ. Соглашение вступило в силу 15 января 2009 года. Соглашение зарегистрировано в Секретариате ООН 30 ноября 2009 года. Решение о проведении миротворческой операции на территории государств-членов принимается СКБ с учетом национального законодательства государств-членов на основании официального обращения государства о проведении на его территории миротворческой операции или решения СБ ООН о проведении миротворческой операции. Государства-члены для участия в миротворческих операциях создают на постоянной основе Миротворческие силы. Для комплектования Миротворческих сил государства-члены в соответствии со своим национальным законодательством выделяют на постоянной основе миротворческие контингенты. Для участия в конкретной миротворческой операции из состава Миротворческих сил создаются Коллективные миротворческие силы. В состав КМС может быть включен военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал. Органом военного управления КМС является Объединенное командование, организационно-штатная структура которого утверждается Советом министров обороны ОДКБ. Миротворческие контингенты государств-членов ОДКБ проходят подготовку по единым для ОДКБ программам, оснащаются едиными или совместимыми образцами вооружений и связи, принимают участие в регулярных совместных учениях. Основными способами выполнения задач КМС являются: наблюдение, патрулирование, контроль, демонстрация присутствия в кризисном районе, размещение КМС между конфликтующими сторонами для снижения напряженности, блокирование районов, населенных пунктов и объектов, ведение переговоров, самооборона, гуманитарная деятельность. Миротворческая деятельность
Военно-техническое сотрудничество Военно-техническое сотрудничество между государствами-членами Организации осуществляется по следующим направлениям: Согласование усилий государств-членов ОДКБ в области оснащения сил и средств системы коллективной безопасности современными образцами вооружения и военной техники. Налаживание и совершенствование в рамках Организации системы закупок и поставок продукции военного назначения на льготных условиях. Организация модернизации и ремонта ВВТ, стоящих на вооружении вооруженных сил государств-членов ОДКБ. Создание запасов материальных средств для обеспечения сил и средств системы коллективной безопасности. Оказание военно-технической помощи государствам-членам Организации в случае вооруженного нападения (агрессии) против них, появления других внешних угроз их безопасности, суверенитету и территориальной целостности.
Военно-экономическое сотрудничество в Организации осуществляется с целью объединения усилий государств-членов по дальнейшему углублению и совершенствованию многостороннего сотрудничества, развитию интеграции в области разработки и производства продукции военного (двойного) назначения. Решением задач военно-экономического сотрудничества занимается Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, созданная Решением Совета коллективной безопасности от 23 июня 2005 года. Основными направлениями практической деятельности Комиссии являются: - разработка и реализация долгосрочных программ военно-экономического (технического) сотрудничества; - сохранение специализации и кооперации производства продукции военного назначения; - решение вопросов повышения качества изготовления, стандартизации, унификации и приемки продукции военного назначения; - упрощение таможенных режимов и процедур при ввозе (вывозе) и транзите продукции военного и (двойного) назначения; - разработка единых принципов и правил создания и функционирования совместных предприятий (организаций) по разработке, производству, модернизации, ремонту, техническому обслуживанию и утилизации продукции военного назначения. Основной целью практической работы Комиссии является создание в формате ОДКБ единого оборонно-промышленного комплекса в сфере военно–экономического сотрудничества. Военно-экономическое сотрудничество
Государства-члены Организации ведут работу в этой сфере по следующим направлениям: Формирование механизмов координации совместной деятельности государств-членов ОДКБ по противодействию современным вызовам и угрозам. Разработка мер по усилению потенциала ОДКБ в сфере противодействия терроризму и насильственным проявлениям экстремизма, а также предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Разработка и реализация предложений об участии государств-членов Организации в реализации международных проектов ООН по укреплению антинаркотических «поясов безопасности» вокруг Афганистана, в т.ч. в рамках программы «Глобальное антинаркотическое партнерство», и других мер с целью ликвидации наркоугрозы, исходящей с его территории. Сближение и совершенствование государствами-членами ОДКБ национальных законодательных актов и нормативной правовой базы, регламентирующих усилия по противодействию терроризму, организованной преступности, незаконной миграции, незаконному обороту наркотических средств и легализации (отмыванию) доходов от этой деятельности. Завершение внутригосударственных процедур по ратификации Конвенций ООН по борьбе с терроризмом, наркотиками и незаконной миграцией в целях участия в антитеррористичеких конвенциях ООН. Развитие практического сотрудничества Секретариата ОДКБ в противодействии вызовам и угрозам безопасности с профильными структурами ООН, ЕС, ОБСЕ, МОМ, СНГ, ШОС, ЕврАзЭС. Выработка скоординированной информационной политики государств-членов ОДКБ в интересах развития общего информационного пространства и совместного информационного противодействия терроризму и незаконному распространению наркотиков. Противодействие современным вызовам и угрозам безопасности
В соответствии со Статьей 8 Устава ОДКБ «Государства–члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов. Государства-члены осуществляют свою деятельность на этих направлениях, в том числе в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государствами и международными межправительственными организациями при главенствующей роли ООН». Совместная деятельность государств-членов ОДКБ в этой сфере осуществляется при непосредственном участии специализированного подразделения Секретариата ОДКБ – Управления противодействия вызовам и угрозам. Решением Комитета секретарей советов безопасности государств-членов ОДКБ от г. сформирована и функционирует Рабочая группа экспертов по вопросам борьбы с международным терроризмом и экстремизмом при КССБ ОДКБ. Проводятся регулярные консультации на уровне руководителей контртеррористических ведомств. Развивается нормативная база сотрудничества. Приняты соглашения по подготовке кадров для подразделений, осуществляющих борьбу с террористическими проявлениями, оснащению их специальной техникой и средствами. На состоявшейся 5 октября 2008 года сессии Совет коллективной безопасности ОДКБ утвердил «План коллективных действий государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на годы». В ходе учебных специальных антитеррористических операций отрабатываются коллективные меры по противодействию силам терроризма и экстремизма. Ведется работа по информационному обеспечению деятельности антитеррористических структур государств-членов ОДКБ, определяется порядок и механизм информационного взаимодействия. Согласован Перечень организаций, признанных террористическими и экстремистскими в государствах-членах ОДКБ. Осуществляются тесные рабочие контакты с Контртеррористическим Комитетом Совета Безопасности ООН, антитеррористическим подразделением ОБСЕ и Управлением ООН по наркотикам и преступности. Консолидируются возможности таких региональных международных структур как СНГ, ШОС, ЕврАзЭС. Борьба с международным терроризмом
Под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности проводится Региональная антинаркотическая операция постоянного действия «Канал». В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, внутренних дел (полиции), пограничной охраны, таможни, государственной (национальной) безопасности и финансовых разведок государств-членов Организации. Целью операции является выявление и блокирование маршрутов контрабанды наркотиков из Афганистана, перекрытие международных и межрегиональных каналов поставок синтетических наркотиков из стран Европы, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса. С 2003 по 2009 год проведено 13 активных этапов операции, к которым помимо компетентных органов государств–членов ОДКБ присоединились в качестве наблюдателей правоохранительные структуры Азербайджана, Афганистана, Болгарии, Венесуэлы, Германии, Ирана, Испании, Китая, Колумбии, Латвии, Литвы, Монголии, Пакистана, Польши, Румынии, Сирии, США, Турции, Туркменистана, Украины, Финляндии и Эстонии, такие международные структуры, как ОБСЕ, Интерпол и Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма (ЕАГ). Всего в ходе операций из незаконного оборота изъято около 222 тонны наркотиков, в т. ч. 10, 5 тонн героина, 4 тонны кокаина, 40 тонн гашиша, а также 7688 единиц огнестрельного оружия, свыше 247 тысяч штук боеприпасов. В 2010 году мероприятия в рамках постоянно действующей Региональной антинаркотической операции «Канал» будут продолжены. Международная антинаркотическая операция «Канал» - эффективный инструмент борьбы с трансграничным наркобизнесом Образцы изъятых наркотиков: кокаин и синтетика
Исходя из положений Декларации государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности, принятой на июньской (2006 года) сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, где главы государств-членов Организации инициировали процесс формирования механизмов сотрудничества в сфере реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также в соответствии с ежегодно утверждаемыми Советом коллективной безопасности Приоритетными направлениями деятельности Организации Договора о коллективной безопасности, в ОДКБ формируется комплексный механизм координации взаимодействия государств-членов по вопросам реагирования на чрезвычайные ситуации. В 2007 году создан и действует Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств- членов Организации Договора о коллективной безопасности, в состав которого вошли руководители чрезвычайных ведомств названных государств. Предпринимаются необходимые меры по повышению эффективности его деятельности. Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 14 июня 2009 года утверждены Основные направления действий государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по формированию системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации на период до 2012 года. Данное решение будет претворено в жизнь в ходе реализации положений Плана работы государств-членов Организации по формированию названной системы, разработка проекта которого завершается. Взаимодействие по вопросам реагирования на чрезвычайные ситуации
В последние годы в рамках ОДКБ значительно активизировалась работа по противодействию незаконной миграции и торговле людьми. Созданным в 2007 году Координационным советом руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией успешно проведены скоординированные оперативно- профилактические мероприятия и специальные операции по противодействию незаконной миграции под условным наименованием «Нелегал-2008» и «Нелегал-2009». Готовится проведение операции «Нелегал-2010». Только по итогам последней такой операции миграционными службами и правоохранительными органами государств-членов ОДКБ выявлено нарушения миграционного законодательства, в том числе нарушений въезда, выезда и пребывания , нарушений установленного порядка осуществления трудовой деятельности – 15941, наложено административных штрафов на сумму более 9 млн. долларов США. Выдворено в административном порядке за пределы государств-членов ОДКБ 8106 нарушителей. В процессе проработки находится вопрос создания в государствах – членах Организации Договора о коллективной безопасности Системы обмена информацией в сфере противодействия незаконной миграции. Активно работает в направлении гармонизации законодательства в сфере противодействия незаконной миграции и торговле людьми Парламентская Ассамблея ОДКБ. 14 июня 2009 года Советом коллективной безопасности ОДКБ утвержден План действий государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по формированию коллективной системы противодействия незаконной миграции граждан третьих стран на период до 2012 года, призванный комплексно решать задачи совершенствования взаимодействия и координации деятельности компетентных органов государств в этом направлении. Противодействие незаконной миграции и торговле людьми
Информационная работа Деятельность Организации Договора о коллективной безопасности в информационной сфере ведется по следующим направлениям: информационно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности Организации, информационная безопасность, поддержка общественных проектов, реализуемых в рамках Организации. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности ОДКБ направлено на подготовку аналитических материалов, налаживание обмена информацией и документами в области внешней политики, безопасности и обороны. В Секретариате выпускаются пресс- бюллетени по отдельным темам и событиям, справочные материалы, сборники документов. Издается информационно-аналитический журнал «Союзники». МТРК «Мир» создала два документальных фильма, посвященные 15-ой годовщине подписания Договора о коллективной безопасности и созданию Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. На МТРК «Мир» также выходит еженедельная программа "Союзники" о сотрудничестве в сфере коллективной безопасности. В Секретариате на регулярной основе ведется мониторинг ситуации в зоне ответственности Организации. Основное внимание по информационному сопровождению деятельности ОДКБ уделяется закреплению позитивного имиджа на национальных и международном уровнях как эффективной региональной многофункциональной организации безопасности. Работа строится таким образом, чтобы процессы развития системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ, конкретные инициативы по активизации участия Организации в международных делах, наиболее значимые события, вопросы сотрудничества с международными организациями, углубления взаимодействия государств-членов по основным направлениям деятельности постоянно находились в поле зрения средств массовой информации. Регулярно организуются встречи Генерального секретаря ОДКБ с журналистами. В рамках Организации проводятся международные научно-практические конференции, тематические «круглые столы». На постоянной основе обеспечивается информационное присутствие Организации в сети Интернет.
В условиях противодействия современным угрозам особое значение приобретает совместная деятельность по обеспечению международной информационной безопасности. Сотрудничество на этом направлении реализуется в соответствии с Программой совместных действий по формированию системы информационной безопасности государств-членов ОДКБ, утвержденной Советом коллективной безопасности Организации в сентябре 2008 года, которая охватывает такие важные направления, как сотрудничество в политической сфере, формирование согласованной нормативной правовой базы, совместные научные и исследовательские работы, обмен информацией о достижениях в этой области, подготовка кадров, обеспечение безопасности критически важных объектов, проведение совместных мероприятий, направленных на борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий. В числе первоочередных практических вопросов – формирование организационных и правовых основ сотрудничества. В этих целях подготовлены проект Положения о сотрудничестве в сфере информационной безопасности государств-членов ОДКБ, который находится в государствах на рассмотрении, а также проект Положения о Координационном совещании по информационной политике и информационной безопасности государств-членов ОДКБ. Активно развивается взаимодействие специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел (полиции) в целях противодействия преступлениям в сфере современных информационных технологий в рамках операции «ПРОКСИ». В рамках реализации соглашений, направленных на подготовку кадров и оснащение правоохранительных органов и специальных служб техникой и специальными средствами решаются вопросы, связанные с подготовкой специалистов по информационной безопасности, оснащением подразделений современной техникой, повышением профессионального уровня их работы. В сфере информационной безопасности
Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности Создана в ноябре 2006 года. Председателем Парламентской Ассамблеи ОДКБ избран Председатель Государственной Думы ФС РФ Грызлов Б.В. На пленарных заседаниях, заседаниях Совета ПА ОДКБ и ее Постоянных комиссий, которые проводятся два раза в год, рассматриваются вопросы деятельности Организации, обстановка в зоне ответственности Организации, ход выполнения решений сессий Совета коллективной безопасности Организации и задачи по их правовому обеспечению. На заседаниях обсуждаются вопросы хода реализации Программы правового обеспечения, практика работы по ратификации международных договоров, заключенных в рамках ОДКБ, и др. вопросы. Члены ПА ОДКБ совершили несколько выездов в регионы коллективной безопасности для изучения военно- политической обстановки. Парламентарии посетили Центрально–азиатский, Восточно-европейский и Закавказский регионы. Еще одним из направлений деятельности парламентариев государств-членов ОДКБ является согласование резолюций, выносимых на обсуждение ПА ОБСЕ от имени государств-членов ОДКБ.
В целях укрепления дружеских и добрососедских отношений между молодежью государств-членов ОДКБ, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения традиций и обычаев разных народов и вероисповеданий, популяризации профессии защитника Отечества в 2007 и 2008 г.г. в Кыргызской Республике на озере Иссык-Куль проведены первый и второй Международные сборы молодежных патриотических и военно-спортивных объединений «Союз-Иссык-Куль». Третий Международный сбор молодёжных патриотических и военно-спортивных объединений государств-членов ОДКБ «Союз-2009-Казахстан» состоялся в Республике Казахстан в период с 29 июня по 8 июля 2009 года на берегу озера Боровое (г. Щучинск). Международные сборы молодежных патриотических и военно- спортивных объединений государств-членов ОДКБ
Аналитическое, экспертное, информационное и консультационное обеспечение деятельности Организации Договора о коллективной безопасности осуществляется на общественных началах Научно-экспертным Советом ОДКБ, образованным 18 февраля 2005 года. В состав Совета вошли руководители крупнейших научно–исследовательских структур, ведущие ученые и общественные деятели, военачальники, специалисты в области права и международной безопасности. Основными задачами Совета являются: – содействие ОДКБ в проведении целевых исследований по проблемам формирования устойчивой системы коллективной безопасности; – участие в подготовке аналитических, прогнозных и экспертных материалов и рекомендаций по конкретным направлениям деятельности ОДКБ, борьбы с современными вызовами и угрозами; – экспертная оценка поступающих на рассмотрение Совета аналитических материалов и разработок в сфере безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам, военно–политического сотрудничества и других направлений взаимодействия. Научно – экспертный Совет Организации Договора о коллективной безопасности Научно – экспертный Совет Организации Договора о коллективной безопасности
Институт ОДКБ В 2009 году Секретариат ОДКБ вместе с «Институтом исследования вопросов международной интеграции» учредили «Институт Организации Договора о коллективной безопасности» (Институт ОДКБ). Основной целью деятельности Института ОДКБ является проведение фундаментальных и прикладных исследований о роли и месте Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в современном мире. Институт ОДКБ занимается: - изучением военно-политических и геополитических аспектов проблем безопасности; - изучением интеграции на постсоветском пространстве; - проведением научно-практических, научно-методических и научно-теоретических семинаров, конференций, симпозиумов, в т.ч. международных; -проведением политологических, социологических и иных исследований; - информационной и общественно-политической поддержкой деятельности ОДКБ; - ознакомлением с деятельностью ОДКБ элит и целевых групп в государствах-членах ОДКБ, третьих странах и международных организациях. Институт ОДКБ создает сеть своих бюро в государствах - членах ОДКБ. В настоящее время уже эффективно работает бюро Института в Армении.