Транспортная политика Европейского Сообщества и укрепление связей со странами, не являющимися членами ЕС Баранов А.Г. директор Департамента политики развития инфраструктуры транспорта и туризма Министерства инфраструктуры Украины
Сотрудничество Украины с ЕС в области транспорта В июле 2011 года принята Коммуникация Европейской Комиссии Совету Европы и Европейскому Парламенту «ЕС и его соседние регионы: пересмотренный подход относительно сотрудничества в сфере транспорта», в которой пересмотрен подход к Европейской политике соседства, сформированы единые подходы для отношений ЕС с соседними странами партнерами. Авиация В авиационном секторе, более тесная интеграция с соседями ЕС обусловлена целью создания более широкого Европейского Соглашения об Едином Воздушном Пространстве (ECAA). Морской и внутренний водный транспорт 90% грузовых перевозок между ЕС и другими странами осуществляется морскими транспортом, который являются конкурентоспособным и демонстрирует выполнения экологических норм и норм безопасности, что определяет общий интерес для ЕС и соседних стран.
Сотрудничество Украины с ЕС в области транспорта Автомобильный транспорт Автомобильные перевозки играют ключевую роль в торговых потоках с странами-соседями. Административные процедуры на границе остаются препятствием для эффективного потока товаров между ЕС и его соседями на Востоке. В среднем 40% от общего времени транспортировки теряется на границах. Железнодорожный транспорт На железнодорожном транспорте необходимо минимизировать технические барьеры, а именно разницы между шириной колеи в Украине (1520 мм), и странах ЕС (1435 мм). Такая разница отнимает время и замедляет грузовые и пассажирские потоки транспорта.
Программы сотрудничества Украины с ЕС в рамках Европейской Политики Соседства (ЕІNP) Европейская инициатива Восточное Партнёрство (EIEP) Техническая помощь (Twinning, TAIEX и т.п.) Стратегия Европейского Союза для Дунайского региона Бюджетная поддержка транспортного сектора Транспортная панель (инициатива ГД «Мобильность и Транспорт»)
Программа секторной бюджетной поддержки «Поддержка внедрения транспортной стратегии Украины» 21 декабря в 2010 году вступило в силу Соглашение о финансировании программы «Поддержка внедрения транспортной стратегии Украины», общий объем финансирования со стороны ЕС составляет 65 млн. евро, операционный период внедрения составляет 48 месяцев. Соглашением определено 5 ключевых сфер, которым будет способствовать секторальная бюджетная поддержка: - внедрение институциональных реформ в транспортном секторе; - совершенствование безопасности в транспортном секторе; - поддержка развития транспортной инфраструктуры; - улучшение движения транспортных потоков через Украину; - улучшение административных возможностей для развития и внедрения национальной транспортной стратегии.
Программа Европейской Комиссии «Восточное партнерство» Восточное партнерство проект, созданный ЕС, представлен министром иностранных дел Польши на Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям 26 мая 2008 года. Главная цель проекта сближение ЕС со странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией, Белоруссией, создать почву для дискуссий по визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому партнерству с государствами восточными соседями, заменяя дискуссии о расширении Евросоюза и вступления туда этих государств.
Интеграция сообщений Украины с ЕС С целью гармонизации и интеграции всех видов сообщений, которые соединяют Европейский Союз с его соседями, ЕС определил пять основных транспортных осей: - Ось морских магистралей (Мotorways of the Seas) – объединяет морские пространства Атлантического океана, Балтийского, Баренцевого, Средиземного, Чёрного и Каспийского морей, а также через Суэцкий канал выходит к Красному морю; - Северная ось (Northern Axis) – объединяет Скандинавские страны с Россией, Беларусью и Прибалтикой с последующим выходом в Среднюю Азию; - Центральная ось (Central Axis) – объединяет страны Центральной Европы с Украиной с выходом к Черному морю и Кавказ; - Юго-восточная ось (South Eastern Axis) – объединяет страны ЕС через Балканы с Турцией с последующим выходом на Ближний Восток, Каспийское и Красное моря; - Юго-западная ось (South Western ахis) – объединяет страны ЕС со Швейцарией с одной стороны, с Марокко и странами северной Африки с другой.. Через территорию Украины проходит Центральная ось, которая объединяет мультимодальные сообщения по маршрутам: - Дрезден –Катовице -Львов-Киев; - Будапешт-Львов; - Москва-Киев-Одесса; - водные пути Беларусь-Киев-Одесса (по Днепру)
Украина в сети международных транспортных коридоров
Характеристика транспортно-дорожного комплекса Украины Длина железнодорожных путей – 22 тыс. км Парк вагонов: - грузовых – 136,7 тыс. ед. - пассажирских – 7,4 тыс. ед. Аэропорты– 30, из них стратегических – 9 Пассажирськие авиакомпании - 38 Морские торговые порты – 18; Рыбные порты – 4; Частные перегрузочные комплексы – 13; Речные порты – 11. Колличество автоперевозчиков – 108 тыс., в т.ч.: - 51,4 тыс. – грузовые перевозки; - 28 тыс. – пассажирские перевозки. Всего государственных автодорог – 169,5 тыс. км, из них: Государственнорго значения – 21,1 тыс. км Местного значения – 148,4 тыс. км
Показатели работы транспорта Украины в 2010 году Перевезено грузов (млн. тонн) Перевезено транзитных грузов (млн. тонн) Перевезено пассажиров (млн. чел.) 432,9 (+10,6 %) 46,7 (+2,7 %) 494,0 (+0,8 %) 158,2 (+13,0 %) 4,7 (+38,6 %) 3 719,4 (-7,3 %) 107,6 (переработано в портах) 33,15,4 (+21,3%) 0,09 (+2,6 %) - 6,1 (+19,2 %)
Мобилизация транзитного потенциала Украины
Приоритетная транспортная сеть автомобильных дорог Украины
Программа развития автомобильных дорог на года
Финансирование автомобильных дорог общего пользования МаршрутВсего, км Всего, млн.грн Всего2 491, , , , , , ,0 Киев-Львов- Краковец 381, ,0891,02 451,03 004, ,0 Новые Ярыловичи- Киев-Одесса 198,64 520,0627,01 023,02 870,000 Симферополь- Николаев-Ульяновка 622, ,02 632,01 947,03 066,05 839,07 576,0 Киев-Харьков237, , ,04 200,02 208,00 Щербаковка- Харьков-Запорожье 130,08 325, ,02 605,04 300,00 Киев-Донецк- Изварено 719, ,07 550,04 200,03 823,05 238, ,0 Донецк-Харцизск КПП Успенка 76,02 900,02 468,0432,0000 Киев-Иванкив-Овруч36,3242,0093,5148,500 Киев-Ковель-Ягодин33,4341, Славянск-Донецк- Мариуполь 56,62 800, ,01 800,000
Приоритетная транспортная сеть железных дорог Украины
Программа развития железнодорожного транспорта на года МероприятияСобственные средства, млн.грн. Привлеченные средства, млн.грн. Средства госбюджета, млн.грн. Всего, млн.грн. Внедрение скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов 1 891, , , ,38 Электрификация железнодорожных линий с интенсивным движением грузовых поездов 4 433, , ,64 Приобретение тягового подвижного состава 1 589, , , ,49 Приобретение грузовых вагонов ,90 Приобретение пассажирского подвижного состава ,01 Развитие транспортных коридоров, логистики и стимулирование развития транзита 2 409, , ,45 Оборудование и развитие пунктов пропуска 157,00--
Инфраструктурные проекты в морских торговых портах
Сотрудничество Украины с Международными Финансовыми Организациями в области транспорта ПроектыСумма кредита, млн. Европейский Банк Реконструкции и Развития Обновление подвижного состава на железных дорогах Украины 44,6 Внедрение скоростного движения пассажирских поездов на железных дорогах Украины 85,6 Развитие инфраструктуры Илличевского морского торгового порта 26,0 Модернизация железнодорожного направления Полтава – Кременчуг – Бурты – Корыстовка 90,0 (в стадии подготовки) Европейский Банк Реконструкции и Развития совместно с Европейским Инвестиционным Банком Третий проект «Ремонт автомобильной дороги Киев – Чоп 200,0 (ЕБРР) 200,0 (ЕИБ) Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подъездах к г. Киеву 450,0 (ЕБРР) 450,0 (ЕИБ) Международный Банк Реконструкции и Развития Улучшение автомобильных дорог и безопасность движения 277,8
Проблемные вопросы сотрудничества с ЕС в области транспорта Предоставление Украине доступа на рынок транспортных услуг ЕС (наземный транспорт, внутренний водный транспорт) в рамках переговорного процесса по заключению Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС Заключение Соглашения о Едином авиационном пространстве Формат дальнейшего участия Украины в политики ЕС по развитию Трансъевропейской транспортной сети - Trans-European Transport Networks Определение для Украины формата сотрудничества с ЕС в рамках реализации Дунайской стратегии, в частности реализация украинских приоритетных проектов в регионе и определение источников их финансирования
Благодарю за внимание! г. Ялта, 2011 год