Овладение системой формирования УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках обучения грамоте Овладение системой формирования УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках обучения грамоте выступление учителя Гореловой Елены Егоровны
Универсальные учебные действия ПредметныеЛичностные Метапредметные
Учебник В.Г. Горецкого «Азбука», иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД у учащихся 1 класса, которые являются приоритетным направлением в содержании образования.
Личностные универсальные учебные действия. На уроках обучения грамоте у первоклассника формируются: - позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»; - мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, - развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - установка на здоровый образ жизни;
Формирование УУД: Обосновывать свой вывод, свою деятельность. Доброжелательно относиться к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия. Объяснять смысл пословиц.
Формирование УУД: Рассказывать текст по иллюстрации. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Развивать чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
Формирование УУД: Правильно писать имена собственные. Устанавливать причинно-следственные связи. Формировать чувство гордости за свою историю. Пропедевтика: заменять имена существительные местоимениями.
Метапредметные результаты: регулятивныепознавательные коммуникативные
Познавательные универсальные учебные действия. Первоклассник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий; - использовать знаково-символические средства, для решения задач; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Формирование УУД: Устанавливать последовательность фактов в произведении, выявлять подтекст. Соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощать, благодарить. Пропедевтика: основы безопасности жизнедеятельности; соблюдение правил личной безопасности.
Формирование УУД: Умение строить доказательства, находить необходимую информацию в учебнике. Правильно применять в речи пословицы. Пропедевтика: представление о бережном отношении к природе.
Формирование УУД:. Умение обобщать и конкретизировать при построении ответа вопрос. Четко и правильно выражать свои мысли. Работать с «Толковым словарем русского языка».
Формирование УУД: Умение определять интонацию предложения. Находить информацию в словаре. Пропедевтика: понятие о противоположном значении слов (антонимы)
Формирование УУД: Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Строить логические рассуждения на основе установления причинно-следственных связей. Пропедевтика: понятие «род имен существительных».
Регулятивные универсальные учебные действия. Первоклассник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Формирование УУД: Умение контролировать свою учебную деятельность. Самостоятельно решать поставленную учителем задачу. Пропедевтика: единственное и множественное число имен существительных.
Формирование УУД: Дополнять предложение новой информацией, ориентироваться в информационных потоках. Озаглавливать текст, создавать небольшие собственные устные тексты. Пропедевтика: знакомство с понятием «правило».
Формирование УУД: На основе прочитанного принимать несложные практические решения. Работать в группе, четко и правильно выражать свои мысли, формулировать собственное мнение. Самостоятельно давать определение (толкование ) слова.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Первоклассник научится: - использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формирование УУД: Умение выделять из устной речи предложение. Формировать развитие этических чувств (умение работать в коллективе, уважение к результатам чужого труда).
Формирование УУД: Наблюдать, сравнивать, классифицировать. Строить диалог по схеме «вопрос-ответ-вопрос. Составлять предложения по иллюстрации. Уважать ценности семьи (формирование гражданской идентичности )
Формирование УУД: Работать в парах. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Участвовать в диалоге, строить понятные для партнёра высказывания. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм.
Формирование УУД: Работа в парах. Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству. Умение принимать решение и работать самостоятельно. Пропедевтика: понятие о союзах, правописание союзов и их роль при построении предложений.
Формирование у первоклассников универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшего учебного процесса, способствует успешному обучению учащихся в школе, уверенности в своих силах и возможностях.