Архитектурный ансамбль Кижского погоста
План презентации
Вступление Если обратиться к истории русского древнего зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север и, конечно же, остров Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко- культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России.
История Кижского архитектурного ансамбля Церкви в Кижах были построены раньше 1583 года. Упоминание о Кижском погосте впервые описывается московским писцом Андреем Плещеевым в Писцовой книге XVI века. Эти первоначальные деревянные церкви сгорели во время грозы в 1694 году. Однако уже вскоре на их пепелище были воздвигнуты новые храмы, величественные силуэты которых и поныне чаруют взоры путешественников, плывущих по водам Онежского озера.
Из чего состоит архитектурный ансамбль Деревянные церкви и избы, срубленные русскими плотниками, стали шедеврами мирового зодчества. Ансамбль древнего погоста на острове Кижи состоит из трех зданий: главной Преображенской церкви, меньшей – Покровской и стоящей между ними колокольни.
Покровская церковь Первой после пожара, в 1694 году, была построена церковь Покрова Богородицы. Это была уже не шатровая, как прежде, а более простая – клетская церковь, внутри которой имелся придел во имя Николы Чудотворца. Очевидно, первоначально церковь использовалась круглый год – в теплое время года службы велись в основном молитвенном помещении. Позже Покровская церковь использовалась как зимняя. Службы в ней начинались с праздника Покрова и продолжались до Пасхи.
В основе архитектурной композиции Покровской церкви лежит традиционный и самый распространенный на Севере тип деревянного храма, называемый в старину восьмерик на четверике с трапезной. По своему назначению трапезная при северных церквях была чисто гражданским светским помещением и служила главным образом для общественных нужд населения погоста. Восемь малых главок венчают углы большого восьмерика церкви, а завершает композицию большая глава – девятая, стоящая в центре. Все вместе они образуют ажурную корону, легкую, изящную, пронизанную светом и воздухом и в то же время достаточно скромную, чтобы не соперничать с величием горделивой соседки. Этот прием позволяет зодчим добиться своеобразного художественного эффекта, индивидуальности всего здания.
Преображенская церковь Через двадцать лет после восстановления Покровской церкви, начинается строительство 22ухглавой церкви Преображения Господня.
«Разметали в стороны свои крылья стрельчатые 'бочки', словно кокошники русских красавиц. А на гребнях - стройные барабаны и луковичные купола с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи они светятся над островом Кижи загадочным почти фосфорическим блеском; на закате, когда солнце медленно и величаво опускается в воды озера, они полыхают тревожным багрянцем. То голубеют, отражая небесную твердь, то тусклые, свинцовые, то зеленые или бурые, как земля. Один ярус, другой, третий, четвертый... Все выше и выше и в самое небо врезалась верхняя глава, венчающая эту грандиозную 37 - метровую пирамиду».
Строитель Преображенской церкви, закончив работу, бросил свой топор в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой».
Колокольня Но колокольня не могла оставаться в прежнем состоянии, потому что «изрядно обветшала» к тому времени. К тому же она смотрелась нелепо рядом с новыми церквями. Поэтому в 1862 году начали строить новую колокольню. Во время её постройки всем приходом помогали срыть старую, очистить место, доставить камень и песок для фундамента, выкорить лес и доставить его к месту стройки. Третье строение погоста – колокольня – сохранилась после пожара и простояла рядом с новыми церквями до 1862 года.
В 1874 году в облике архитектурного ансамбля происходит существенное изменение. По причине неудачного пропорционального строения, которое не согласовывалось с образами стоящих рядом церквей, перестраивается новая колокольня, которая приобретает свой современный вид. И хотя архитектура колокольни несет в себе черты упадка народного деревянного зодчества (разросшийся четверик) ее строгий силуэт не разрушил, а обогатил гармоническое построение всего архитектурного комплекса Кижского погоста. Новая колокольня повторяет принципиальную схему старого шатрового здания. Именно поэтому она и вливается так органично в Кижский ансамбль. Древняя ограда Кижского погоста не сохранилась. Существующая ныне ограда была воссоздана по образцу сохранившихся на севере деревянных укреплений. Ее внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы, сильные свесы двухскатной кровли подчеркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью.
Изменения архитектурного ансамбля в xx веке Таким образом, потребовалось 160 лет, чтобы объединить все три строения в единый архитектурный ансамбль. Но творческие поиски зодчих увенчались успехом. Дальнейшие изменения в облике Кижского ансамбля происходят уже в новейшее время и связаны с проведением реставрационных работ. После учреждения в 1945 году архитектурного заповедника, было принято решение о проведении реставрации Кижских церквей. Реставрация была произведена в течение годов под руководством А.В. Ополовникова. В основном решались две задачи: укрепить памятники и восстановить их первоначальный художественный облик. В результате проведенных работ церкви были освобождены от позднейших «благолепных поновлений». Памятникам был возвращен первоначальный вид: сняты тесовая обшивка, железо с куполов Преображенской церкви, укреплены ослабленные конструкции, произведена замена отдельных венцов в срубе. Запланированные работы частично были произведены с декабря 1964 по март 1965 года бригадой местных плотников под руководством М.К. Мышева. Вокруг церкви были установлены наружные леса, произведена замена отдельных сгнивших бревен, а также установка сжимов. Бревна, наиболее пораженные жучком-точильщиком, были очищены и на них поставлены накладки. Однако, несмотря на то, что реставрационные работы способствовали укреплению отдельных элементов памятника, они в принципе не решили проблему его сохранения. В 1968г. здание церкви было признано аварийным. В 70-ых годах был проведён ремонт здания.
Заключение Изначально на Кижах был построен Церковный комплекс, а уже в наше время было решено создать на Кижах музей деревянного зодчества " Русское Заонежье ". Поэтому с окрестных островов свезли различные старинные деревянные строения и создали целую деревню. Здесь музейные работники одеты в старинную одежду и занимаются различными работами : кто - то косит траву, кто - то ткет ткань на старинном станке, кто - то вышивает, есть и кузнецы, и плотники. В 1990 году Кижский архитектурный ансамбль был включен в список ЮНЕСКО. В 1993 году Музей – заповедник –,, Кижи объявлен особо ценным объектом культурного наследия Российской Федерации. В 2003 году Указом патриарха Алексея II было образовано Спасо – Кижское патриаршье подворье. Указ подчеркнул общероссийскую духовную значимость Кижи.
Список литературы,,Кижи И.П. Дубровская 2004 В презентации использовались фотографии Павла Демидова Виктора Савика Олега Трубского
Презентацию подготовил ученик класса Боровлёв Алексей Конец