Методическое сопровождение учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО
Проблемы в обучении и воспитании молодого поколения Постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Резко выросла информированность детей. Резко выросла информированность детей. Ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно - нравственному воспитанию и личностному развитию. Ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно - нравственному воспитанию и личностному развитию. Следствие – потеря интереса к учению. Следствие – потеря интереса к учению. Современные дети мало читают классическую и художественную литературу. Современные дети мало читают классическую и художественную литературу. Увеличивается число детей с трудностями в обучении. Увеличивается число детей с трудностями в обучении.
Характеристика учащихся 1-х классов учебный год Итоги мониторинга Логопедический диагноз- Логопедический диагноз- нарушение устной речи нарушение устной речи 16 чел. – 24 % 16 чел. – 24 % Трудности адаптации первоклассников: Трудности адаптации первоклассников: - новый режим; - новый режим; - адаптация к классному коллективу; - адаптация к классному коллективу; - несформированность элементов и навыков учебной деятельности; - несформированность элементов и навыков учебной деятельности; - неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания. - неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания. Низкий уровень Ниже среднего СреднийВысокий 5 чел. 8 % 10 чел. 15 % 41 чел. 62 % 10 чел. 15 %
Образовательный стандарт второго поколения ставит перед учителем новые цели : ФОРМИРОВАТЬ Универсальные учебные действия Универсальные учебные действия (умение учиться) (умение учиться) Мотивацию к учению Мотивацию к учению Образовательные результаты: Образовательные результаты: надпредметного и общеучебного характера
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИЗМЕНЯЕТСЯ В ЧАСТИ Понимание смысла процесса обучения и воспитания Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» «Как мне этому научиться?»
Подходы к образованию: Традиционный Компетентностный (ЗУНовский) Подходы к образованию: Традиционный Компетентностный (ЗУНовский) Системно-деятельностный Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Чему учить? Обновление содержания Ради чего учить? Ценности образования Как учить? Обновление средств обучения
Виды универсальных учебных действий ( по материалам ФГОС НОО) Познавательные УУД – работа с информацией, учебными моделями, использование знако - символических средств, выполнение логических операций. Познавательные УУД – работа с информацией, учебными моделями, использование знако - символических средств, выполнение логических операций. Регулятивные УУД – управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициатива и самостоятельность. Регулятивные УУД – управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициатива и самостоятельность. Коммуникативные УУД – речевая деятельность, навыки сотрудничества. Коммуникативные УУД – речевая деятельность, навыки сотрудничества. Личностные УУД – самоопределение, смыслообразование, морально - этические ориентиры. Личностные УУД – самоопределение, смыслообразование, морально - этические ориентиры.
Характеристика результатов формирования УУД (папка учащегося) Карта преемственности результатов формирования универсальных учебных действий. Карта преемственности результатов формирования универсальных учебных действий. Карта педагогических характеристик учебной деятельности учащегося. Карта педагогических характеристик учебной деятельности учащегося. Диагностическая карта по отдельному предмету: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. Диагностическая карта по отдельному предмету: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. Оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности: Оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности: - личностные УУД - личностные УУД - регулятивные УУД - регулятивные УУД
Памятка для учителя Любые действия должны быть осмысленными. Это прежде всего относится к тому, кто требует действия от других. Любые действия должны быть осмысленными. Это прежде всего относится к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребенком, должны быть не только поняты, но и значимы для него. Задачи, которые мы ставим перед ребенком, должны быть не только поняты, но и значимы для него.
Для первоклассников необходимо: создавать атмосферу успеха; создавать атмосферу успеха; помогать ребенку учиться легко; помогать ребенку учиться легко; помогать обретать уверенность в своих силах и способностях; помогать обретать уверенность в своих силах и способностях; не скупиться на поощрения и похвалу. не скупиться на поощрения и похвалу.
Уважаемый учитель! Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребенка. Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребенка. С малой удачи начинается большой успех. С малой удачи начинается большой успех.