Урок развития речи в 5 классе. Подготовила: учитель русского языка и литературы Бякова А.В. МОУ Коляновская СОШ Ивановского района Ивановской области.
1. Познакомить с творчеством русского художника И.Э.Грабаря. 2. Приобщать школьников к искусству: литературе, живописи. 3. Учить видеть красоту окружающего мира, развивать чувство прекрасного в душах ребят. 4. Работать над расширением словарного запаса, формировать орфографичес - кую и пунктуационную грамотность. грамотность.
Почетное звание Заслуженного деятеля искусств было установлено в нашей стране в 1928 году и первым из художников его получил Игорь Эммануилович Грабарь. Замечательный художник и выдающийся реставратор, неутомимый исследователь и активный организатор Общества по охране памятников старины – таков далеко не полный перечень той деятельности, в которой проявился талант Грабаря. Сам он говорил: «Как не могу я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда».
Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках. Свои силы в области пейзажа И.Грабарь начал пробовать еще в конце 1880-х годов, когда им была написана «Крыша со снегом». Это полотно представляет собой одну из основных тем пейзажной живописи художника – тему русской зимы и русских снегов.
Тема русской зимы особенно захватила художника в первое десятилетие 20 века, да и впоследствии не раз напоминала о себе. По словам И.Грабаря, он всегда стремился к «объективной правде в живописи», ставил перед собой как учебную задачу «передать натуру до полной иллюзии, до невозможности отличить, где натура, а где холст с живописью». Особенно успешным оказался 1904 год, когда были написаны такие картины, как «Грачиные гнезда», «Мартовский снег» и «Февральская лазурь».
Обучены рябины и берёзки Кольцом из тусклой меди ноября,- Но их цвета лирически неброски, Интимны, словно краски Грабаря. Расцвечены летучей быстрой кистью, Колышет осень серебро и медь, Вздыхают элегические листья, И весь пейзаж вот-вот готов запеть. Ещё в венчальном золоте берёзки, Но вьётся снег, их косы серебря…. Они стоят, мечтательны, неброски, Как краски на полотнах Грабаря. Э.Межелайтис. Э.Межелайтис.
Свою картину Грабарь писал зимой – весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны и впоследствии очень живо рассказывал историю создания этого полотна: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Не удивительно, что художнику захотелось передать «хоть десятую долю этой красоты.
Понравилась ли вам картина? Какие ощущения, какое настроение создает этот пейзаж? Понравилась ли вам картина? Какие ощущения, какое настроение создает этот пейзаж? Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил? Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил? Как автор передал своё восхищение красотой февральского дня? Как автор передал своё восхищение красотой февральского дня? Как музыкальный фрагмент (П.Чайковский «Февраль» из цикла «Времена года») помогает понять настроение картины? Попробуйте выразить его словами. Как музыкальный фрагмент (П.Чайковский «Февраль» из цикла «Времена года») помогает понять настроение картины? Попробуйте выразить его словами.
Знакомы ли вам эти строки? Кто их автор? Определите, каково отношение автора к зимнему пейзажу? Какие слова передают это отношение? Какие выразительные средства языка использует поэт? Что позволяет нам увидеть и представить себе то, о чем говорит поэт? Знакомы ли вам эти строки? Кто их автор? Определите, каково отношение автора к зимнему пейзажу? Какие слова передают это отношение? Какие выразительные средства языка использует поэт? Что позволяет нам увидеть и представить себе то, о чем говорит поэт? … Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Что объединяет картины зимы в стихотворении А.С.Пушкина и в пейзаже Грабаря? Что объединяет картины зимы в стихотворении А.С.Пушкина и в пейзаже Грабаря? Что является основой художественного образа картины?
И.Э. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу. В самом облике этого дерева, в умении увидеть его очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края. В «Февральской лазури» Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности. Писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все оттенки голубого цвета – от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
…Крас…та-то какая! Первая зв…зда, вон другая! Звёзд всё больше. А какие звезды! Усатые, ж…вые, бьют(?)ся, кол…т глаз. В воздухе мерзл…сть, через неё-то звезды больш…е, разными …гнями блещ….т, - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. К…литку трон…ш.. – так и осыплет треском. Моро…! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы. …А воздух – синий, с..ребрит(?)ся пылью, дымный, звез(?)ный. Березы – белые видения!
Пейзажная зарисовка живописец Объект описания очарование Зима удивительна праздник Лазоревое небо восхищение Восприятие пейзажа воображение Изображение природы чувства Насыщенный цвет колорит Морозное утро тишина Падают снежинки иней
«Искусство, искусство и искусство. С детских лет и до сих пор оно для меня почти единственный источник радости и горя, восторга и страданий, единственное подлинное содержание жизни», - писал выдающийся живописец И.Э.Грабарь. Он нашел свой художественный стиль в искусстве – неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно иной облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света, а зимы Грабаря, его березы, снег мыслимы только здесь, в России. Картину «Февральская лазурь» художник считал самым задушевным и самым радующим произведением своего зрелого творчества.
Информационный бюллетень