СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГОВ "Подготовка и содержание рабочих программ в условиях ФГОС нового поколения и нормативно-правовых инноваций в сфере образования"
Классификация образовательных программ по типам
Нормативно-правовой акт Ст.9 закона РФ «Об образовании» Система образования- совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов Классификация образовательных программ по типам
базовая (типовая учебная программа) образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов Варианты образовательных программ образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская) авторская программа дополнительная образовательная программа Классификация образовательных программ по типам
Учебная программа нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня образования; краткое системное описание совокупности информации, определяющее полностью и однозначно состав процесса обучения таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии с заданными целями и выполнял функции образования, воспитания, развития. Классификация образовательных программ по типам
Авторские программы Виды программ Федеральная примерная (типовая) программа Модифицированная или адаптированная программа Рабочая программа учебного курса Экспериментальная программа Дополнительные образовательные программы Классификация образовательных программ по типам
Содержание и структура рабочей программы педагога (Рабочая программа учебного курса)
Нормативно-правовое обеспечение Пункт 7 статьи 32 закона РФ « Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин» Содержание и структура рабочей программы педагога
Рабочая программа нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Содержание и структура рабочей программы педагога
целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения состояние здоровья учащихся качество учебных достижений возможности педагога образовательные потребности состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения характер учебной мотивации уровень способностей учащихся Факторы, учитываемые при составлении программы Содержание и структура рабочей программы педагога
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах: не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; недостаточно обосновывается необходимость их разработки; отсутствуют некоторые обязательные разделы; не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом; не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета. Содержание и структура рабочей программы педагога
Функции рабочей программы нормативнаяцелеполагание определениесодержанияобразованияпроцессуальная оценочная Содержание и структура рабочей программы педагога
Требования к программе Учет основных положений образовательной программы школы; Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования; Наличие признаков нормативного документа; Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения; Полнота раскрытия целей и ценностей обучения; Конкретность представления элементов содержания образования. Содержание и структура рабочей программы педагога
Структурные элементы рабочей программы педагога 1. Титульный лист; 2. Пояснительная записка; 3. Учебно-тематическая записка; 4. Содержание изучаемого курса; 5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе; 6. Перечень учебно-методического обеспечения; 7. Список литературы; 8. Приложение к программе. Содержание и структура рабочей программы педагога
Титульный лист полное наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы; название учебного курса; указание параллели; фамилию, имя и отчество разработчика программы; название города, населенного пункта; год разработки программы. Содержание и структура рабочей программы педагога
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/____________/ ФИО Протокол ____ от «___»___________200___г. «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ » ____________/______________/ ФИО «___»____________200___г. «Утверждаю» Руководитель МОУ «СОШ » ____________/______________/ ФИО Приказ _____ от «___»___________200___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ______________________________________________ Ф.И.О., категория по_______________________________________________ Предмет, класс и т.п. Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол ____от «___»_______200__ г. 200_ - 200_ учебный год ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Пояснительная записка кому адресована программа: тип, вид, класса обучающихся; концепция программы; обоснованность; указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; цели учебного предмета для каждой ступени обучения; место и роль курса в обучении; цели, задачи; сроки реализации программы; основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы; общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий; логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; предполагаемые результаты; система оценки достижений учащихся; инструментарий для оценивания результатов; система условных обозначений.
Учебно-тематический план перечень разделов, тем; последовательность их изучения; количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; вид занятий (теоретические или практические, количество часов); деление на виды деятельности и формы; формы и методы контроля. Содержание и структура рабочей программы педагога
Содержание тем учебного курса перечень и название раздела и тем курса; необходимое количество часов для изучения раздела, темы; содержание учебной темы; основные изучаемые вопросы; практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; требования к знаниям и умениям обучающихся; формы и вопросы контроля; возможные виды самостоятельной работы учащихся. Содержание и структура рабочей программы педагога
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Знания; Умения; Компетенция. Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся Содержание и структура рабочей программы педагога
Перечень учебно-методического обеспечения методические и учебные пособия; оборудование и приборы; дидактический материал и др. Содержание и структура рабочей программы педагога
Список литературы (основной и дополнительной) литература, использованная при подготовке программы; литература, рекомендованная для учащихся; образовательные диски. Содержание и структура рабочей программы педагога
Приложения к программе основные понятия курса; списки тем рефератов; темы проектов; темы курсовых и творческих работ; примеры работ и т.п.; методические рекомендации. Содержание и структура рабочей программы педагога
Алгоритм построения рабочей программы Первый этап определение задач прогнозирование результатов распределение содержания учебного материала по годам определение методик или технологий обучения. разработка содержания и формы контроля формулирование ее целей Содержание и структура рабочей программы педагога
Алгоритм построения рабочей программы Второй этап составление годичного плана обучения Третий этап проведение проведениекалендарно-тематическогопланирования Содержание и структура рабочей программы педагога
Второй блок программы определяет содержание учебного материала; определяет объем содержания разделов; определяет минимальный обязательный уровень усвоения указанного содержания. содержательная часть Структура и содержание авторской программы педагога
Учебно-тематический план Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля Образовательный продукт всеголекциипрактика Раздел 1. ___________ 1.1. ______________ 1.2. ______________ 1.3. Резервное время Итого по разделу: Раздел 2. ___________ 2.1. ______________ 2.2. ______________ Итого по разделу: Всего Второй блок программы Структура и содержание авторской программы педагога
Структура и содержание программы дополнительного образования детей
Нормативно-правовой акт Ст.9 закона РФ «Об образовании» Общеобразовательные программы ОсновныеДополнительные в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образованияв общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основнымив образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными Структура и содержание программы дополнительного образования детей
Содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать соответствующему уровню образования направленностям дополнительных образовательных программ современным образовательным технологиям достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов Структура и содержание программы дополнительного образования детей
Содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на: создание условий для развития личности ребёнка; развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям. Структура и содержание программы дополнительного образования детей
профилактику асоциального поведения; создание условий для coциального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй. Структура и содержание программы дополнительного образования детей
Структура программы дополнительного образования детей 1. Титульный лист; 2. Пояснительная записка; 3. Учебно-тематический план; 4. Содержание изучаемого курса; 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы; 6. Список литературы. Структура и содержание программы дополнительного образования детей
Титульный лист наименование образовательного учреждения; где, когда и кем программа; название программы; возраст детей; срок реализации; Ф.И.О., должность автора; название города, населённого пункта; год разработки программы. Структура и содержание программы дополнительного образования детей
Пояснительная записка направленность дополнительной образовательной программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи дополнительной образовательной программы; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы определения их результативности; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. Структура и содержание программы дополнительного образования детей
Учебно-тематический план перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Структура и содержание программы дополнительного образования детей
Содержание изучаемого курса краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) Структура и содержание программы дополнительного образования детей
Методическое обеспечение дополнительной программы обеспечение программы методическими видами продукции; рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы. Структура и содержание программы дополнительного образования детей
Список литературы указывается основная и дополнительная литература Структура и содержание программы дополнительного образования детей