ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА к. п. н., доцент каф. логопедии ПГПУ Лизунова Л. Р. г. Пермь
Предназначена для коррекции фонетико - фонематических и лексико - грамматических нарушений речи у детей с : дизартрией, дислалией, ринолалией, заиканием, другими речевыми нарушениями.
Программа позволяет эффективно работать с детьми : старшего дошкольного, младшего школьного возраста, других возрастов ( при условии ее адаптации )
Программа включает в себя четыре блока : ПРОСОДИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ, ФОНЕМАТИКА, ЛЕКСИКА.
Блок « Просодика » направлен на коррекцию и формирование просодических характеристик речи : длительности и силы речевого выдоха ; громкости голоса ; слитности произнесения слов и фраз ; темпо - ритмической организации речи ; интонационной выразительности речи ; тембра ; четкости и разборчивости речи.
Принцип работы блока основан на интерактивном общении с компьютером с использованием микрофона. голосовая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране в виде мультипликационных сюжетов.
Блок « Звукопроизношение » способствует преодолению наиболее распространенных антропофонических нарушений произношения : Межзубный сигматизм свистящих ; Боковой сигматизм свистящих ; Губно - зубной ламбдацизм ; Межзубный ламбдацизм ; Губно - зубной сигматизм шипящих ; Боковой сигматизм шипящих ; Произношение шипящих из нижнего положения ; Велярный ротацизм ; Одноударный ротацизм.
Работа с упражнениями блока способствует развитию : двигательных функций артикуляционного аппарата ( эфферентное звено ); кинестетических ощущений от положения органов артикуляции ( афферентное звено ); зрительного внимания ; мыслительных операций анализа и синтеза.
Блок « Фонематика » - способствует формированию : неречевого слухового гнозиса ; речевого слухового гнозиса ( выделение звука на материале слов, первого звука в слове ); звукового анализа ( определение положения звука на материале слов, определение последовательности и количества звуков в словах различной звуковой сложности ); звукового синтеза.
Упражнения блока способствуют развитию : зрительного и слухового восприятия и памяти ; словесно - логического мышления.
Блок « Лексика » направлен на коррекцию и формирование лексико - грамматических компонентов языка : расширение объема пассивного словаря ; формирование и развитие структуры значения слова ; введение слова в систему лексических связей ; организацию семантических полей ; формирование грамматического значения слова ; формирование умения структурировать словосочетания и фразы.
Упражнения блока способствуют развитию : коммуникативных навыков ; словесно - логического мышления ; зрительного, слухового внимания и памяти.
Использование компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно - образовательного процесса
Повышение эффективности достигается в результате : системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития ; полисенсорного воздействия ; интерактивной формы обучения ; создания психолого - педагогических условий развития положительной мотивации детей.