Обследование слоговой структуры слова по З.Е. Агранович. Варианты нарушений слоговой структуры слова. Подготовила:учитель-логопед Кижеватова С.М.
Методика обследования слоговой структуры слова
Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок. Для обследования детей 3 лет предлагаются 1, 2 и 3 – сложные слова. Для обследования детей 3 лет предлагаются 1, 2 и 3 – сложные слова.
Детям более старшего возраста предлагают различные типы слов, в том числе со стечением согласных и гласных в разных позиция слова. В случае выявления нарушений ребенка просят: повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка); из разных гласных, но одинаковых согласных (па-по- пы); из одинаковых гласных и согласных, но с разным ударением. А также ребенка просят отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов: Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Детям школьного возраста предлагается чтение слов сложной слоговой структуры, чтение скороговорок; списывание сложных слов и предложений, запись сложных слов и предложений под диктовку.
Виды нарушений слоговой структуры
Вид нарушения слоговой структурыПример Нарушение количества слогов 1. Сокращение (пропуск) слога:«моток» = «молоток», «вадос» = «водолаз». 2. Опускание слогообразующей гласной:«пинино» = «пианино», «прасоник» = «поросёнок». 3. Увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: «команата» = «комната», «дупело» = «дупло». Нарушение последовательности слогов в слове 1. Перестановка слогов:«деворе» = «дерево», «чимхистка» = «химчистка». 2. Перестановка звуков соседних слогов:«гебемот» = «бегемот». Искажение структуры отдельного слога 1. Сокращение стечений согласных:«тул» = «стул». 2. Вставки согласных в слог:«лимонт» = «лимон». 3. Уподобление слогов:«кококосы» = «абрикосы», «мимидор» = «помидор». 4. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) «били…били…билитекарь» = «библиотекарь», «вввво…вововодичка» = «водичка». 5. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» = «ананасы». 6. Контаминации (смешение слов):«в холодильнице» = «в хлебнице и холодильнике», «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет).
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!