Формирование компетенций в анализе текстов разных типов речи и жанров на уроках русского языка и литературы Из опыта работы
Теоретические знания ТИПЫ РЕЧИ ОписаниеПовествованиеРассуждение
Признаки разных типов речи Описание: что? кто? какой? Повествование: что? кто? что делает? Рассуждение: почему? зачем? что из этого следует? Преобладают существительные и прилагательные. Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы обычно несовершенного вида - что делать? – передают неактивное состояние лица или предмета, которое наблюдается со стороны Глаголы обычно несовершенного вида - что делать? – передают неактивное состояние лица или предмета, которое наблюдается со стороны Преобладают глаголы совершенного вида – что сделать? – передающие сменяющие друг друга действия, события Преобладают глаголы совершенного вида – что сделать? – передающие сменяющие друг друга действия, события Используются наречия времени и места. Используются наречия времени и места. Преобладает абстрактная лексика. Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова, предложения, производные предлоги, составные союзы Используются вводные слова, предложения, производные предлоги, составные союзы
Особенности синтаксиса ОписаниеПовествованиеРассуждение В роли сказуемых могут быть и краткие причастия. В роли сказуемых могут быть и краткие причастия. В синтаксисе преобладают простые предложения. В синтаксисе преобладают простые предложения. Допустимо изменение последовательности предложений Допустимо изменение последовательности предложений Синтаксис достаточно разнообразен: простые и сложные предложения. Синтаксис достаточно разнообразен: простые и сложные предложения. Последовательность предложений нарушить нельзя: нарушится последовательность событий, действий. Последовательность предложений нарушить нельзя: нарушится последовательность событий, действий. Преобладают сложноподчиненные или простые осложненные предложения. Преобладают сложноподчиненные или простые осложненные предложения. Чаще всего речь идет не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем, о чувствах, понятиях, оценках. Чаще всего речь идет не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем, о чувствах, понятиях, оценках.
Сопоставь типы речи с деятельностью и результатом Повествование Повествование Описание Описание Рассуждение Рассуждение
Запоминалка Описание – Описание – можно сравнить с фотографией, картиной: запечатлен один момент, который можно описать, событий не происходит, все статично. можно сравнить с фотографией, картиной: запечатлен один момент, который можно описать, событий не происходит, все статично. Повествование - Повествование - можно сравнить с фильмом, фотокамерой: последовательность эпизодов, кадров, динамика действий. можно сравнить с фильмом, фотокамерой: последовательность эпизодов, кадров, динамика действий.
Определить тип речи «Ну, что касается меня, я не нуждаюсь в физических законах для объяснения явлений. Если вещь такова сама по себе, то она сама по себе такова, а сейчас адски холодно». «Пока они сетовали так на свою горькую долю, произошло нечто удивительное. Яркая звезда упала с неба. Она покатилась по небосводу и … упала за старыми ветлами…» «На белом снегу …лежало что-то сверкающее, как золото…Он держал в руках плащ из золотой ткани, причудливо расшитый звездами и ниспадающий складками»
Умеете ли вы читать?
Что значит «уметь читать»? Что значит «уметь читать»? Определять цель написания текста; Определять цель написания текста; Выделить тему, основную мысль, проблему, содержащуюся в тексте; Выделить тему, основную мысль, проблему, содержащуюся в тексте; Определить и сформулировать авторскую позицию; Определить и сформулировать авторскую позицию; Определить и сформулировать свое отношение к прочитанному; Определить и сформулировать свое отношение к прочитанному; Выразить кратко и подробно содержание текста; Выразить кратко и подробно содержание текста; Найти предложение, наиболее полно отражающее содержание текста; Найти предложение, наиболее полно отражающее содержание текста; Найти предложение, наиболее точно отражающее какое- либо качество, чувство, переживание, мысль автора. Найти предложение, наиболее точно отражающее какое- либо качество, чувство, переживание, мысль автора. Приводить доводы, аргументы в доказательство какой- либо точки зрения, Приводить доводы, аргументы в доказательство какой- либо точки зрения, Вырабатывать свою точку зрения и обосновывать её, выбрав для этого нужные аргументы, Вырабатывать свою точку зрения и обосновывать её, выбрав для этого нужные аргументы, Обобщать факты и делать выводы, Обобщать факты и делать выводы, Анализировать имеющиеся факты или высказывания. Анализировать имеющиеся факты или высказывания. Определять причины тех или иных действий, поступков. Определять причины тех или иных действий, поступков.
Сказка Оскара Уайльда «Мальчик- звезда». Определить цель написания текста: над чем предложил задуматься автор, какие задал вопросы Определить цель написания текста: над чем предложил задуматься автор, какие задал вопросы Определить и сформулировать авторскую позицию, свое отношение к прочитанному: что хотел сказать автор, как вы к этому относитесь. Определить и сформулировать авторскую позицию, свое отношение к прочитанному: что хотел сказать автор, как вы к этому относитесь.
Читаем, думаем, спорим… Что значит быть красивым человеком? Что значит быть красивым человеком? Какой бывает красота? Какой бывает красота? Что может нести людям красота? Что может нести людям красота? Каких поступков мы ждем от красивого человека? Каких поступков мы ждем от красивого человека? Что делает людей красивыми или некрасивыми? Что делает людей красивыми или некрасивыми? Что такое истинная красота? Что такое истинная красота? Какая красота способна изменить мир к лучшему? Какая красота способна изменить мир к лучшему?
Что значит «звезда»? Звезда – это … Звезда – это … Загадка, тайна, красивая, притягательная, далекая, светит, путеводная, холодная, яркая… Загадка, тайна, красивая, притягательная, далекая, светит, путеводная, холодная, яркая…
Работа в группах 1 группа: выписать глаголы, по которым 2 группа расскажет, как лесорубы нашли мальчика. 1 группа: выписать глаголы, по которым 2 группа расскажет, как лесорубы нашли мальчика. 2 группа: выписать определения, по которым 1 группа опишет внешность героя в начале сказки. 2 группа: выписать определения, по которым 1 группа опишет внешность героя в начале сказки. 3 группа: найти в тексте примеры рассуждения. 3 группа: найти в тексте примеры рассуждения.
Делаем выводы: Каким эпизодам, событиям сказки соответствуют афоризмы: Каким эпизодам, событиям сказки соответствуют афоризмы: «Не наружность нужно украшать, но быть красивым в духовных начинаниях» Фалес «Не наружность нужно украшать, но быть красивым в духовных начинаниях» Фалес «Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев» Ч.Бакстон. «Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев» Ч.Бакстон. «Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри» Д.Ф.Купер. «Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри» Д.Ф.Купер. «При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства» И.Шмелев. «При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства» И.Шмелев.
«Красотой спасется мир». В каких пословицах, поговорках, афоризмах говорится о красоте, счастье, делах человека?
Не родись красивым, а родись счастливым. Не будь пригож, а будь пригоден. Снаружи красота, внутри пустота. Красота без разума пуста. Не ищи красоты, а ищи доброты С лица не воду пить. Хороша очами, да нехороша речами.