Чередование гласных в корнях слов 9 класс: повторим орфографию
Основные группы безударных гласных в корне слова 1. Безударные проверяемые гласныё: скрипеть дверью (скрип) – скрепить тетрадь (крепко) 2. Безударные непроверяемые гласные в корне слова: гараж, багаж. 3. Безударные чередующиеся гласные в корне слова: блистательный – блестящий, загар - загорелый
Основные правила чередования 1. Чередующиеся гласные проверить нельзя: зорька – зарево – заря 2. Под ударением пишем то, что слышим: кланяться – поклон 3. Учитываем условия написания. 4. Условий написания - 4
1 условие написания: суффикс «А» после корня 1. Чередование «И» – «Е» 2. Чередование «А» – «О»
Чередование еи 1. В корнях с чередующимися гласными е и (-бер- -бир-, -пер- - пир-, -мер- -мир-, -стел- -стил-, - дер- -дир- и др.) буква и пишется, когда после корня следует суффикс –а-: выбирать выберут, запирать запереть, умирать умереть, расстилать расстелить, раздирать раздерут, 2. а (я) чередуется с им или ин: сжать сжимать, примять приминать, начать начинать, снять снимать; им или ин пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс –а-. Но: сочетать, сочетание.
Чередование ао 1. В корнях –лаг- -лож- и –кас- -кос- буква а пишется, если за корнем следует суффикс –а-: полагать положить (исключение: полог), касаться коснуться.
2 условие написания: последующие согласные 1. Корни раст- (ращ-) – рос 2. Корни скак- - скоч 3. Корни лаг- - лож-
1. В корнях –раст-, -ращ- -рос- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла. Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический и т. д. 2. В корнях –скак- -скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: скакать вскочить, подскакать подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение).
3 условие написания: ударение 1. Корни зар- – зор-. 2. Корни клан- - клон, твар- - твор-, гар- - гор-
1. В корнях –клан- -клон-, -твар- -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение. Исключение: утварь. 2. В корнях –гар- -гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением а), например: загореть загорать, загорелый, загар. Исключение: выгарки. 3. В противоположность рассмотренным корням в корнях –зар- -зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но: зори, зарево.
4 условие написания: значение 1. Корни мак- - мок- 2. Корни равн- - ровн
Корень –мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень –мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
Корень –равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень –ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.
Чередование ао В корнях –плав- -плов- буква а пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы.
Упражнения для разминки Упражнение 1. Перепишите. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс –а- обозначьте. Уб..раю комнату уб..ру комнату, отп..рать замок отп..реть замок, зам..реть от восторга зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке раст..рать сахар в ступке, уд..рает без оглядки уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого выч..сть одно число из другого, пожать руки пож..мать руки, прокл..нать кого-нибудь проклясть кого-нибудь, занять позицию зан..мать позицию.
Упражнение 2. Перепишите. С выделенными словами составьте словосочетания (устно), укажите тип связи. Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, предпол..жить, прик..саться, прик…снуться, предпол..жение, предпол..гаемый, соприк..саться, нал..гать, ул..жение, прил..гательное, разл..жение, разл..гать; пл..вцы, попл..вок, распл..влять, выпл..вка, пл..вучесть, выпл..влять; обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, хорошая пром..кашка, непром..каемое пальто, вым..кнуть под дождём.
Упражнение 3. Работа с текстом. ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1-4 ВЫПИШИТЕ СЛОВО С ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ.СЛОВА. 1.Я почему-то захотел взять карандаши и нарисовать что-нибудь красивое. 2 Я даже заволновался. 3. Я быстро оделся, выбежал на улицу и..увидел нашу рябинку. 4Увидел как-то вдруг, увидел как будто в первый раз, хотя она всегда росла в скверике перед нашим домом.