1 НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ - ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ Член-корр.РАМН, проф. Кучма В.Р. Д.м.н., проф. Степанова М.И.
2 Л.С.Выгодский Создание условий – основа для воспитания»
3 Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
Образовательная среда - это совокупность программ, методов, технологий и технических средств обучения, учебников и учебных пособий, особенностей организации обучения и условий, в которых оно реализуется, включая организацию питания, двигательной активности и досуга.
Формирование здоровья детей зависит от состояния образовательной среды
6 Вклад факторов школьной среды ( Сухарев А.Г.,2009 ) Непосредственное влияние факторов внутришкольной среды на формирование здоровья учащихся достигает 40%
Особенно высокими темпами увеличивается распространенность школьно-обусловленных нарушений здоровья: нервно-психических и вегетативных расстройств, нарушений опорно- двигательного аппарата, зрения, функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Факторы риска школьной среды Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки Нерациональные педагогические технологии и расписание занятий Авторитарная педагогика Снижение возраста начала школьного обучения Гиподинамичный характер обучения Нерациональное чередование учебы и каникул Плохая организация школьного питания Несоблюдение гиг. треб. к освещенности, микроклимату, мебели, ТСО, ЭМП
УРОВЕНЬ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 55,8% учреждений по ряду критериев не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям 55,8% учреждений по ряду критериев не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям В 2,9% учреждений - регистрируются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима В 2,9% учреждений - регистрируются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима В 18,6% учреждений мебель не соответствует антропометрическим параметрам обучающихся В 18,6% учреждений мебель не соответствует антропометрическим параметрам обучающихся В 16,5% учреждений уровни воздействия на детей электромагнитных полей превышают нормы В 16,5% учреждений уровни воздействия на детей электромагнитных полей превышают нормы В 17,1% учреждений – низкие уровни освещения. В 17,1% учреждений – низкие уровни освещения. Микроклимат в 10,5% учреждениях не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям Микроклимат в 10,5% учреждениях не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям
10 Распределение классов начальной школы по уровню оборудованных рабочих мест в соответствии с длиной тела учащихся
ПАРТА И КОМПЛЕКТ СТОЛ-СТУЛ
12 Современные виды ученической мебели
13 РАЗНЫЕ ВИДЫ КОНТОРОК (для обучения в позе стоя)
14 Элементы средового пространства для работы в режиме сидя-стоя
15 Варианты средового пространства
Показатели ФСО и острой заболеваемости младших школьников 3,0 0,65
1717 Сравнение реального объема школьного образования Юго- Восточная Азия Западная Европа США и Канада Россия Число лет обучения Число учебных недель Число учеб. дней Число уроков
18 Причины школьного стресса по мнению родителей (Рубцов В.В., 2007)
19 Состояние здоровья старшеклассников в зависимости от объема образовательной нагрузки показатели здоровья общеобр- ные классы профильны е классы (ПК) ПК с максимальны м объемом образовательн ой нагрузки функциональные изменения 2859,03009,63335,7 хронические болезни 884,6969,01050,0 общая патологическая пораженность 3743,63978,64385,7 группы здоровья I 2,0-- II 50,042,935,0 III 48,057,165,0
20 Инновационный – модульный принцип составления расписания учебных занятий заключается в использовании единого временного модуля продолжительностью 30 минут сдваивание уроков по одному предмету и последующего их разделения на равноценные по времени модули, позволяет изучать учебный материал укрупненными блоками. сохраняется общепринятая продолжительность учебного дня и перерывов между модульными блоками. В средней школе: каждый блок включает три 30-минутных занятия (30мин х 3) с обязательной переменой после каждой 30-минутки. В начальной школе: (начиная со 2 класса) два 30-минутных занятия (30мин х 2).
21 Модульная методика составления расписания составления расписания позволила: позволила: Сократить многопредметность в течение многопредметность в течение учебного дня и недели при учебного дня и недели при сохранении всех изучаемых дисциплин Сократить дневные маршруты учащихся по перемещению из одного кабинета в другой Обеспечить комфортный темп учебной работы на уроке Сократить объем и время подготовки домашних заданий Создать условия для личностно-ориентированного личностно-ориентированного подхода к ученику Уменьшить вес ежедневного комплекта учебных пособий
22 Возможности модульного расписания уроков в снижении утомительного влияния уроков
23 При модульной методике составления расписания Уменьшение числа ежедневно изучаемых предметов позволило снизить вес комплекта учебников учащихся: до 3,5 кг у 5-классников до 4,0 кг у 6-классников Вес ежедневного учебного комплекта учащихся 5-6 классов учащихся 5-6 классов Модульное расписание Традиционное расписание
24 Динамика уровня функциональной неготовности к обучению детей 7-го года жизни мальчики 48,6% девочки 28,6%
25 Адаптация к учебной нагрузке в зависимости от степени «школьной зрелости» частота случаев сильного и выраженного утомления зрелые условно зрелые 28,7% 46,3%
26 Различия психомоторики и когнитивных функций у детей, поступивших в школу до и после 7 лет («младшие» и «старшие») Надеждин Д.С. с соавтр., 2008 Латентный компонент простой сенсомоторной реакции на световые раздражители (мс) Скорость извлечения информации из памяти (число верных ответов в секунду)
27 Индекс положительного социометрического статуса (доля лиц, давших положительную оценку данному субъекту, %) Результаты социометрических исследований для детей, поступивших в школу до и после 7 лет («младшие» и «старшие») («младшие» и «старшие») (Надеждин Д.С. с соавтр., 2008) Индекс отрицательной эмоциональной экспансивности (доля группы, которая выбрана субъектом со знаком «минус», %) р
28 Распространенность функциональных отклонений у младших школьников в динамике обучения в зависимости от возраста поступления в школу % Костно-мышечная система Часто болеющие дети
29 Патологическая пораженность 11-классников в зависимости от возраста (хронические болезни) () Органы и системы МальчикиДевочки 16 лет лет17-18 Органы пищеварения Опорно-двигательный аппарат Нервно-психическая сфера Органы зрения (миопия средней и высокой степени) ВСЕГО
30 Влияние разной наполняемости классов на функциональное состояние учащихся % усл. ед. наполняемость класса чел-кнаполняемость класса > 25 чел-к
31 Годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся в условиях нового (ЭГ) и традиционного (КГ) календаря школьных каникул
32 Здоровьесберегающий эффект нового календаря каникул определяется: снижением острой заболеваемости учащихся на протяжении учебного года; снижением острой заболеваемости учащихся на протяжении учебного года; меньшей частоте выраженного утомления; меньшей частоте выраженного утомления; меньшей частотой повышенной и высокой степени невротизации; меньшей частотой повышенной и высокой степени невротизации; более устойчивым психоэмоциональным состоянием; более устойчивым психоэмоциональным состоянием; повышением учебной успеваемости повышением учебной успеваемости
По данным социологических исследований последних лет в России насчитывается порядка 10 млн. пользователей компьютера в возрасте в России насчитывается порядка 10 млн. пользователей компьютера в возрасте до 14 лет Современный период развития общества характеризуется глобальной компьютеризацией всех сфер человеческой деятельности
Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет в среднем 28 часов в неделю смотрит на экран.
35 НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЦЕЛЕНЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) УЖЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
классы Компьютерная занятость 2 и более часа учащихся 1-9-х классов, %
9 класс Компьютерная занятость учащихся х классов в выходные дни, % 1 класс 5 класс
9 класс Компьютерная занятость учащихся х классов в каникулы, % 1 класс 5 класс
39 Мама: «Прекрасный день. Я хочу, чтобы ты вышел на улицу и поиграл».
40 Работают за компьютером в ночное время, %
41 Дискомфортные состояния, связанные с работой за компьютером, % Жалобы1кл5кл9кл Общее утомление от занятий за ПК 48,864,667,6 Головные боли 14,021,728,6 Усталость спины 23,329,335,6
42 Жалобы1кл5кл9кл Усталость глаз 54,859,760,0 Прочие дискомфортные. состояния глаз 18,628,446,7* Близорукость (по субъективной оценке) 9,317,728,9 * - р0,05 Дискомфортные состояния, связанные с работой за компьютером, %
Лидирующее место в глазной патологии у детей и подростков занимают аномалии рефракции (до 75% всех выявленных случаев). Среди них доминирует миопия – 80% случаев. (Сидоренко Е.И., 2006)
Результаты лонгитудинального наблюдения состояния зрения У учащихся с первого по седьмой класс выявлено стремительное увеличение распространенности у школьников миопии слабой степени, при этом более чем у половины из них происходило ежегодное ухудшение зрения на 0,5 диоптрии и более. (!!!!)
45 За годы школьного обучения количество детей с нарушениями зрениями увеличивается в 2-3 раза. В школах с повышенными нагрузками потеря зрения более существенна, чем в традиционных (50 против 35%).
46 Жесткое совмещение монитора и клавиатуры ноутбука затрудняет соблюд ение безопасн ой зрительн ой дистанци и
Результаты фотохронометражных наблюдений на уроках с использованием ноутбука (динамика зрительной дистанции, см) Начало урока 5 мин работы 10 мин работы 15 мин работы ученик1ученик1 ученик2ученик2
Полученные данные (а также результаты многочисленных исследований, поведенных медиками, педагогами, психологами) свидетельствуют, что высокая компьютерная занятость является одним из факторов риска нарушения здоровья современных школьников. Бесконтрольное использование компьютера школьниками способствует увеличению и без того значительных статических и зрительных нагрузок, что является предпосылкой к развитию патологии костно-мышечной системы, патологии зрения. Бесконтрольное использование компьютера школьниками способствует увеличению и без того значительных статических и зрительных нагрузок, что является предпосылкой к развитию патологии костно-мышечной системы, патологии зрения. Активное внедрение компьютерной техники в жизнь подрастающего поколения диктует необходимость постоянного мониторинга степени и характера её влияния на состояние физического и психического здоровья детей и подростков.
49 Авторитарная педагогика и самочувствие - авторитарный педагог -доброжелательный
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Степанова Марина Исааковна Д.м.н., проф., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН р.т