Этапы работы по сенсорному воспитанию.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
1 этап – информационно-аналитический Цель: повысить уровень профессиональной компетентности, определить объем материала, который будет адресован детям. Задачи, пути решения На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме. Изучив дошкольную литературу, периодические дошкольные издания, изготовила игры и пособия на развитие сенсомоторных навыков.
«Весёлые прищепки» «Поймай рыбку» «Нанизывание колец по цвету»
2 этап - проектировочный Цель: составить систему развивающих игр на развитие сенсомоторного восприятия. Задачи, пути решения На этом этапе решалась следующая задача: Подбор заданий и проведение диагностики. Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
При подборе и составлении игр, я взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.
3 этап – творческий Цель: изготовление игр на развитие сенсомоторики На этом этапе решалась следующая задача: Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсомоторных навыков. Задачи, пути решения Для создания игр я использовала самый доступный и простой материал: Краски, гуашь, фломастеры, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, магниты, прищепки, жестяные банки, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки.
При размещении игр учитывала поставленную задачу и вариант выполнения. Задания располагала на столах, в игровой зоне, в зоне познавательного развития. На этом этапе у детей формировались основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Привлекала к этой работе родителей, которые помогли с материалом для игр.
4 этап – создание условий для работы с детьми Цель: развивать у детей познавательные способности. Задачи, пути решения На последнем этапе решалась следующая задача: Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Следующим этапом моей работы было проведение обучающего занятия в игровой форме, которое в дошкольном возрасте создаёт положительный эмоциональный фон, на котором умственные, психические процессы протекают наиболее активно. На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давала советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания. В конце года я провела итоговую диагностику. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а кто-то из детей - сразу на высокий.
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !