Июль и август 2010 года показали, что никто - ни МЧС, ни армия, ни лесозаготовительные компании - не может заменить лесных специалистов в борьбе с лесными пожарами. Примерно 150 тысяч человек, потерявших работу в российском лесном хозяйстве за время действия нового Лесного кодекса - это как раз те люди, чьих сил, опыта и знаний не хватило для того, чтобы удержать ситуацию с лесными пожарами под контролем. Государство, конечно, сэкономило на их содержании - но ущерб от лесных пожаров в 2010 году в десятки раз превысил эту экономию. Свою роковую роль сыграло и разрушение Авиалесоохраны - некогда единой федеральной системы авиационной охраны лесов и тушения крупных лесных пожаров, позволявшей оперативно перебрасывать технику и квалифицированных специалистов в самые горящие регионы. Если раньше решение о переброске сил могло быть принято за считанные дни, то сейчас на это требуются недели, в результате чего помощь фатально опаздывает.
Какие выводы мы сделали из пожарной катастрофы 2010 года? Почему? А вас предупреждали… Смогла бы лесная охрана предотвратить пожарную катастрофу? Кто виноват? Что делать?
Пожары этого года нанесли стране колоссальный ущерб: площадь, пройденная лесными пожарами, составила не менее 8 миллионов гектаров, полностью или частично сгорело не менее 150 населенных пунктов, не считая многочисленных дачных поселков, не менее семидесяти человек погибли в огне, еще несколько десятков тысяч стали жертвами дыма и экстремальной жары.
Причин у пожарной катастрофы две. Засуха Засухи примерно такого масштаба, как сейчас, случаются на территории Европейской России два-три раза в столетие. В ХХ веке самыми засушливыми были 1936 и 1972 годы. Оба раза засуха сопровождалась интенсивными лесными и торфяными пожарами. Леса и торфяники во многих регионах Европейской России сейчас высохли настолько, что достаточно малейшей искры, чтобы началось тление лесной подстилки, быстро переходящее в лесной пожар. Причина большинства возгораний - люди: брошенные ими окурки, оставленные без присмотра костры и т.д. Отсутствие государственной лесной охраны До 2007 года за пожарную безопасность в лесах отвечала единая структура Гослесохрана (в штате которой было примерно 70 тысяч лесников-обходчиков), а также около ста тридцати тысяч других работников лесного хозяйства. Профессиональные лесничие редко подпускали огонь к деревням они регулярно патрулировали территорию и либо оперативно тушили пожар, либо успевали оградить от огня населенный пункт. Однако с принятием в 2006 году нового Лесного кодекса (вступил в силу в 2007 году) Гослесохрану упразднили, а ее функции распределили между региональными властями и частными арендаторами. Теперь лес от пожаров охраняет около 12 тысяч человек, но это по большей части чиновники, которые заняты в основном бумажной работой.
Чтобы катастрофа не повторилась в 2011 году, властям необходимо: 1. Воссоздать в стране полноценную государственную лесную охрану численностью не менее 20 тысяч человек, единственной обязанностью которой была бы охрана лесов. Лесная охрана не должна быть очередным чиновничьим ведомством с процветающим руководством и нищими инспекторами - она должна достаточно финансироваться из федерального бюджета, чтобы ее работники могли думать о выполнении своих задач, а не о том, где бы еще заработать на еду и другие первоочередные нужды. На обеспечение деятельности такой лесной охраны нужно оценочно 20 миллиардов рублей в год (дополнительно к тем средствам, которые сейчас выделяются на лесное хозяйство). Кстати, тех денег, которые придется потратить на ликвидацию последствий лесных пожаров этого года, хватило бы на несколько десятилетий существования полноценной государственной лесной охраны численностью в 20 тысяч человек. 2. Воссоздать единую систему авиационной охраны лесов и тушения крупных лесных пожаров (аналога бывшего ФГУ "Авиалесоохрана"), в том числе для обеспечения быстрой переброски квалифицированных сил и техники из малогорящих регионов в сильно горящие. Если этого не сделать, в ближайший жаркий и сухой год пожарная катастрофа в лесах России неизбежно повторится.
Смирнов Павел Олегович выпускник 2010 года студент Института МЧС