Обществознание
Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное (познание с помощью чувств) ___________________________ живое непосредственное созерцание: (ощущение, восприятие, представление) _____________________________ Дает представление об отдельных, внешних сторонах вещей Рациональное (познание с помощью разума) ________________________________ абстрактное (логическое мышление (понятие, суждение, умозаключение) ____________________________ Раскрывает внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития Иррациональное (интуиция, мистические «озарения» и др.) единство связь
Ощущение – отражение свойств сторон предметов или явлений объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – целостное отражение предметов или явлений при воздействии на органы чувств. Представление – воспроизведение в сознании образа предметов и явлений без чувственного восприятия ( на основе припоминания или воображения. Понятие – мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления. Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что - либо через связь понятий. Умозаключение – это вывод ( следствие ) из нескольких логически связанных суждений. Осязание Вкус Зрение Слух Обоняние Пять основных чувств
Философы Эмпирики – признают чувственный опыт источником знаний Рационалисты – считают разум основой познания Процесс познания От живого созерцания К абстрактному мышлению К практике Цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знании об окружающей действительности.
Правда – это истина в отношениях между людьми. Истина – это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности ( Аристотель ). Истина = правда В наукеВ морали
Истина Объективна _________________ то есть существует независимо от человека (от людей) Относительная _______________ Неполное, ограниченное знание Конкретна __________________ То есть всегда относится к определенной, конкретной области действительности в конкретное время Субъективна ________________ То есть носителем истины является субъект Абсолютная ___________________ Полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания По содержанию По форме По применению
Критерий истины – общественно-историческая практика, т.е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира. Этапы поиска истины Незнание Заблуждение Другое заблуждение Частичное, ограниченное, приблизительное знание Неполное знание Глубокое, точное, полное знание
Так как потребность в познании действительности во многом родилась из практических нужд человека, то практика не только критерий истины, но основа и движущая сила познания ПРАКТИКА Как материальное производство Как накопительный опыт Как научный эксперимент Исходный пункт познания, или основа познания Движущая сила и цель познания Критерий истины Роль практики в познании
Парадокс познания r1r1 r2r2 r3r3 знание 3 знание 2 знание 1
То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. П. Лаплас
Меня желанье вечное томит, чем больше познаю, тем меньше знаю. Т. Кампанелла
Презентацию выполнила Комарова Татьяна Владимировна МБОУ СОШ 1 г. Семенова Нижегородской области