Символ – многозначный предметный образ, объединяющий ( связывающий ) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной, не случайной общности, родственности.
Символисты Д. С. Мережковский - « старший » символист. З. Гиппиус - жена Мережковского, « старший » символист. В. Я. Брюсов - « старший », теоретик символизма. К. Д. Бальмонт - « старший », теоретик символизма, неоромантик. Ф. Сологуб ( Ф. К. Тетерников )- « старший ». А. Белый ( Б. Н. Бугаев )- Младосимволист, соловьёвец. И. Ф. Анненский – декадент, между « старшими » и « младшими » « печать хрупкой тонкости мира ». А. А. Блок – вначале - младосимволист, соловьёвец.
Символистам свойственен эгоцентризм. Я ненавижу человечество, Я от него бегу спеша, Моё единое отечество - Моя пустынная душа. К. Бальмонт Я – бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах, Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Ф. Сологуб Символистам свойственен эгоцентризм. Я ненавижу человечество, Я от него бегу спеша, Моё единое отечество - Моя пустынная душа. К. Бальмонт Я – бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах, Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Ф. Сологуб
Тютчев Соловьёв ! Ницше Фет ( двоемирие, три !) Шопенгауэр Надсон Фофанов Символизм
Этапы гг. Декаденты = упадники гг. – становление идеи гг. – « вторая волна » гг. Раскол
Издательства и журналы, принадлежавшие символистам : Журнал « Весы », издательство « Скорпион », журнал « Золотое руно », издательства « Оры », « Мусагет », « Гриф », « Сирин », « Шиповник », « Аполлон ».
Двоемирие - реальны два параллельно существующих мира. … Мы на всех путях дойдём до чуда ! Этот мир – иного мира тень, Эти думы внушены оттуда, Эти строки – первая ступень. ( В. Брюсов )
Символизму не хватало определенности, конкретности, в целом народного образа мысли и слова.
Акмеизм – это « мужественный и твёрдый взгляд на жизнь », разрыв с переизбыточным тяготением символизма « в область неведомого », с привычкой ради яркости символов и метафор забывать о « прочих способах поэтического воздействия ».
« Цех поэтов » : Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Городецкий, Иванов, Адамович, Оцуп.
Акмеисты сопоставляли себя с архитекторами
Мы из каменных глыб создаём города Любим ясные мысли и точные числа, И душе неприятно и страшно, когда Тянет ветер унылую песню без смысла. ( Г. В. Иванов ( Г. В. Иванов )
Футуризм - течение, открыто провозглашающее ломку живого поэтического языка, культ « зауми », исключение « здравого смысла » и какой - либо мотивировки событий и характеров.
Футуристы : В. Маяковский, Е. Гуро, Д. Бурлюк, И. Северянин, В. Каменский, А. Кручёных, Б. Лившиц, Велемир Хлебников.
Революция в области формы, языка, произведённая самыми напористыми футуристами, и состояла чаще всего в расшатывании синтаксиса, в нарушениях логики, внедрения « зауми », « самовитого слова ». Творянин - дворянин, дей – автор, людняк – труппа, указуй – режисёр, весничий – лесничий и т. д.
Многие футуристы стали эмигрантами и мечтали о признании родной страной. Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб. ( И. Северянин )
Новокрестьянские поэты Увидели крестьянскую Русь, природу России, саму избу сквозь призму высокой духовности, сквозь заветы православия. Эти мечтатели и утописты, недруги города. Были высокообразованными людьми, прекрасно знавшими поэзию символизма, акмеизма, духовно – религиозные пласты культуры и фальклор.
Новокрестьянские поэты : Н. А. Клюев, С. Клычков,