БОМЖи – субкультура или антикультура?! Выполнила студентка 2 курса, специальности регионоведение – Уткина Елена Курс: «Социальная антропология»
Субкультура – это группа людей с одинаковыми интересами, взглядами на жизнь, увлечениями. У них определенная система ценностей, модели поведения, жизненный стиль. Это представляет самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура имеет свои ценности, обычаи и стереотипы, обычно идущие вразрез с ценностными установками общепризнанной культуры. Различают субкультуры хиппи, неформалов, панков, готов, ролевиков, байкеров, роллеров, гопников, металлистов, толкинистов и многих других. Я решила выяснить, куда отнести бомжей, бичей, то есть тех, кто находится на социальном дне общества. При выполнении данной работы сразу же возник вопрос: а можно ли вообще выделить бомжей в отдельную субкультуру, либо же это вообще антикультура.
Бич – это опустившийся человек, чаще всего пьяница, иногда бездомный. Происхождение этого слова произошло во времена развитого социализма от аббревиатуры Бывший Интеллигентный Человек.
обычно их можно различить по внешнему виду – старая, рваная, «не всегда» чистая одежда, от них «не всегда приятно пахнет»:),
Живут не за счет своего труда, а за счет различных форм отнятия чужой собственности (попрошайничество, воровство, жульничество, продажность и т.п.)
Бомж – от аббревиатуры Без Определенного Места Жительства, ведущий обычно бродяжнический, нетрудовой, а часто и противоправный образ жизни.
Социальное дно характеризуется основным образом изолированностью от социальных институтов огромного общества, компенсируемой включенностью в специальные криминальные и полукриминальные группировки. Отсюда следует замкнутость социальных связей, в большей степени в рамках самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной публичной жизни.
Есть врожденные бомжи, которые родились от родителей-бомжей, им уже нереально выбраться из этого дна и приходится волей–неволей нести своё жалкое существование.
Есть те, которые вынужденно стали бомжами, это могут быть порядочные, образованные люди, не сумевшие перенести тяготы жизни, начали злоупотреблять алкоголем, потеряли всё!
А есть бомжи по убеждениям, которые свой любимый образ жизни ни на что не променяют. Странно, конечно, звучит, но такой образ жизни заключается в свободе: «мы делаем, что хотим, нас не волнуют какие-либо социальные установки, мы никому ничего не должны».
можно ли такие антисоциальные системы «ценностей», образ жизни отнести к отдельной субкультуре? Я думаю, что нет. По-моему, это отбросы общества, которые просто нельзя ставить в одну линию с готами, хиппи, байкерами, металлистами, реперами.
Тема социального "дна", поднятая мной, очень сложная и неоднозначная, остаётся много риторических вопросов, не требующих сиюминутных ответов. Как определить – кто сознательно выбрал себе такую жизнь, а кто опустился на "дно" в силу сложных жизненных обстоятельств и возможно ли вообще это определить? Если государство служит человеку, то должно ли оно разделять людей на достойных его заботы и недостойных? Человек – всегда человек или только тогда, когда соответствует общественным стандартам, т.е. своим поведением и образом жизни похож на других?
Я думаю, каждый человек – хозяин своей судьбы, каждый должен сам заботиться о себе, а не ждать "подачки" от государства. Люди социального "дна" в большинстве – это опустившиеся, ленивые, бывшие заключённые, бомжи которые живут в подвалах, трущобах или на помойках – они чаще всего и не пытаются выбраться из этого "дна". По-моему, это отбросы общества, которые просто нельзя ставить в одну линию с готами, хиппи, байкерами, металлистами, реперами и т.д.
В заключение, хочется отметить, что вопрос: «можно ли отнести бомжей в отдельную субкультуру?» не очень-то важен, намного важнее чёткая государственная политика по отношению к людям без определенного места жительства, раскрытие их ТОЧНОГО статуса, образа жизни, ценностных ориентаций и многое другое. Поэтому необходимо проводить социологические исследования в этой области, результаты которых дадут точное представление о бомжах. Нельзя формировать какую-либо политику в отношении объекта, о котором нет достаточно информации.