Метод проектов в воспитательной работе ГОУ ЦО 825 Е.А. Кудрявцева, учитель английского языка
Расширение международного сотрудничества в условиях информатизации общества, требует свободного владения иностранным языком и, как следствие, применение новых педагогических технологий. Эффективному решению проблемы обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации может способствовать метод проектов.
Для реализации современных целей образования взят ориентир на личностно- ориентированный подход, что обеспечивает, в свою очередь, личностно-ориентированное воспитание. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве; ролевые игры проблемной направленности; «портфолио ученика»; метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно- ориентированного подхода.
Проектная деятельность предполагает использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для учащихся. При этом изменяется схема учебного общения в аудитории: учащийся начинает выступать как активный творческий субъект учебной деятельности. Личностно-ориентированное обучение означает учет индивидуально- психологических особенностей учащихся, целенаправленное формирование интеллектуальных способностей, общекультурное развитие учащихся. Проект это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально- эмоциональный контекст другой деятельности (Е.С. Полат).
Развивается активное самостоятельное мышление, фантазия, творческое начало, умение не просто запоминать и воспроизводить, а применять знания на практике, возможность работать в «команде», оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей, умение самостоятельно планировать действия.
Для работы над учебными проектами в нашей школе разработана концепция ЛМП (концепция лаборатории мультимедийных проектов). Под этим термином мы подразумеваем такую форму организации учебного процесса, при которой учащиеся, используя возможности мультимедийных технологий, занимаются проектной деятельностью.
Образовательные задачи ЛМП развитие умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие умений самостоятельно конструировать знания; развитие познавательных и творческих навыков учащихся; совершенствование навыков чтения, говорения, аудирования (восприятие англоязычной речи на слух), навыков работы с англоязычными фильмами, видеороликами и т. д.; расширение кругозора учащихся; составление индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося; понимание межпредметных связей (МПС).
Воспитательные задачи ЛМП воспитание личностных качеств обучаемых, например, уверенности при ответе; развитие умения представлять и защищать свой проект: развитие умения отстаивать свою точку зрения; развитие умения анализировать и подводить итоги; увеличение интереса к учебному процессу; максимальное проявление творческих способностей; развитие коллективной деятельности.
При разработке концепции ЛМП у учителя иностранного языка естественно возникнет вопрос о тематике учебных мультимедийных проектов. Из огромного потока информации достаточно сложно вычленить необходимый материал, с тем чтобы использовать его в учебных целях. В качестве тематической основы для создания учебных мультимедийных проектов предлагается интерактивный элективный курс «The Wonders of our World». По тематике он охватывает некоторые актуальные проблемы современности и ориентирован на раскрытие межпредметных связей, развитие самостоятельности и творческого потенциала учащихся, их умения работать с мультимедийными технологиями. Элективный курс способствует расширению представлений учащихся об особенностях образа жизни, быта, культуры страны изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, уникальных объектах природы, рукотворных шедеврах человечества).