Как повысить мотивацию к обучению?
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Мотив – что это? Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности.
Виды мотивов учения: Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Соответственно принято различать две большие группы мотивов: познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения; социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Познавательные мотивы: широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями; учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда; мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы: широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определённую позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. мотивы социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Психологические принципы формирования мотивации учения школьников: При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте. Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребёнка в активные виды деятельности и виды общественных взаимодействий его с другим человеком.
Пути формирования мотивации. «сверху вниз» - состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. «снизу вверх» - состоит в том, что ребёнок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения.
Способы повышения мотивации: Развитие умения ставить перед собой цели; Включение ученика во все возможные сферы деятельности; Необходимо создать внутреннюю установку на качественную деятельность (я сделаю что- либо наилучшим образом); Развить в себе чувство долга, ответственности перед самим собой; Показать какой будет конечный результат. Необходимо уметь видеть то, что хочу получить (или получу в результате определенного действия).
Спасибо за внимание!!!