У НИВЕРСАЛЬНЫЕ У ЧЕБНЫЕ Д ЕЙСТВИЯ © ГОКУ ЯО ВСШ г.Рыбинска
Новый мир имеет новые условия и требует новых действий Н. Рерих
«умение учиться»совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. УУД
Умение учиться познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)
носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности. РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания
Виды УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения
ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТНЫЕ УУД НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УУД участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; выразительное чтение; дневники достижений и др.
целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка волевая саморегуляция РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
взаимоконтроль и взаимооценка; задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата; задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами, планированию решения задачи и прогнозированию результата, задания, содержащие элементы исследовательской деятельности участие в проектах; диспут; заучивание материала наизусть в классе; задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (преднамеренные ошибки», «ищу ошибки») поиск информации в предложенных источниках; ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД общеучебные логические постановка и решение проблемы
« найди отличия» (можно задать их количество); сравни «на что похоже?»; поиск лишнего; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями; ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); диспуты; «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должны учитывать цели формирования конкретных видов УУД. Организация полной ориентировочной основы УУД с учетом предметного содержания учебной дисциплины. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Разработка системы задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности). Представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения целостного учебно- воспитательного процесса. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УУД
внутреннее принятие философии ФГОС; методическая и дидактическая готовность к работе; знания нормативно- правовой базы; готовность к изменению системы оценивания УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УУД УЧИТЕЛЬУЧЕНИК Чему мне нужно научиться? Как мне этому научиться?