Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках химии Автор Максюта И.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Advertisements

Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
УУД- ведущий фактор процесса обучения Познавательные универсальные учебные действия.
«Организация мониторинга качества образования в 1 классе » Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Термин «универсальные учебные действия» означает: способность субъекта к саморазвитию и само- совершенствованию путем сознательного и активного присвоения.
Транксрипт:

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках химии Автор Максюта И.Н.

Технология РКМ Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Критическое мышление По мнению Г.К. Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Характеристики критического мышления по Дж. Бареллу Проявляет настойчивость в решении проблем Открыт для других идей Слушает собеседника Рассматривает проблему с разных точек зрения Устанавливает множество связей между явлениями Умеет строить различные выводы Применяет свои навыки и знания в различных ситуациях Активно воспринимает информацию Любознателен

Что даёт ТРКМ ученику повышение эффективности восприятия информации повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения умение ответственно относиться к собственному образованию умение работать в сотрудничестве с другими повышение качества образования желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни

Что даёт ТРКМ учителю умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ ВЫРАБОТКИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ВЫЗОВВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯРЕФЛЕКСИЯ

Этапы урока в технологии РКМ Первая стадия – вызова. На этой стадии происходит актуализация уже имеющихся знаний по теме. С этой целью используются такие приёмы, как составление кластера, «мозговой штурм», рассказ по ключевым словам, верные и неверные утверждения. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на уроке. Вторая стадия – осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями. Для этого можно использовать чтение текста с остановками, маркирование текста символами, составление таблиц и схем. Третья стадия – рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами. Здесь можно составлять кластер, возвращаться к ключевым словам, написать мини-сочинение, решать проблемные ситуации, выполнить практическое или исследовательское задание. Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались систематически.

Этапы урока по ТРКМ Этап урокаДеятельность учителя Деятельность ученика Приёмы работы I этап – стадия вызова Актуализация имеющихся знаний Пробуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Направлена на: вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе, подведение учащихся к самостоятельной формулировке цели Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу систематизирует известную информацию формулирует вопросы, на которые он хочет получить ответы Кластеры (схемы, таблицы) Инснерт верные и неверные утверждения; Синквейн перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы

Этап урока- осмысление Этап урокаДеятельность учителя Деятельность ученика Приёмы работы II этап - осмысление содержания получение новой информации организует работу обучающихся с новой информацией постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Слушает читает текст, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Корректирует поставленные цели обучения Методы активного чтения: «инсерт" ведение записей поиск ответов на поставленные вопросы составление кластеров

Этап урока- рефлексия Этап урокаДеятельность учителя Деятельность ученика Приёмы работы III. Рефлексия размышление, рождение нового знания выработка собственного отношения к изучаемому материалу вернуть учащихся к первоначальны м записям внести изменения дать творческие, исследовательс кие или практические задания на основе изученной информации Соотносит новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления Заполнение кластеров, таблиц. Инсерт Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Ответы на поставленные вопросы. Организация дискуссий Исследования по отдельным вопросам темы. Синквейн

Кластер Это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Прием кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Кластер на этапе осмысления HSO 3 - SO 3 2- HSO 4 - SO 4 2- H 2 SO 3 H 2 SO 4 S SO 2 SO 3 H 2 S HS - S 2 -

Кластер на этапе вызова ВопросыОтветыКорректировка 1. Запишите обозначения: А) молярная масса Б) количество вещества В) объем газа Г) масса вещества Д) число структурных частиц А) Б) В) Г) Д) 2. Составьте формулы для вычисления количества вещества, используя: А) массу вещества Б) объем газа В) число структурных частиц А) Б) В) 3. Укажите числовое значение А) молярного объема Б) числа Авогадро А) Б) 4. Напишите единицы измерения: А) количества вещества Б) молярной массы В) молярного объёма А) Б) В)

Инсерт В дословном переводе означает интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления. 1этап: предлагается система маркировки текста v – «галочкой» помечается то, что уже известно ученикам - «минусом» помечется то, что противоречит их представлениям, ошибка + «плюсом» помечается то, что для них интересно и неожиданно, новое ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше 2 этап: учащиеся читают текст и делают пометки 3 этап: последовательное обсуждение каждого маркированного фрагмента Система обозначений может быть и другой

Синквейн Используется способ синтеза материала план 1 строка – 1 слово- существительное- название темы 2 строка – 2-3 слова – прилагательные - свойства темы 3 строка – 2-3 слова – глаголы - действия темы 4 строка- 4-5 слов – ваше отношение к данной теме 5 строка – 1 –2 слова –, синоним первой строки, обобщение на философском или эмоционально – образном уровне. пример Ионы Отрицательные, положительные, устойчивые Двигаются, взаимодействуют Помогают понять свойства веществ Заряженные частицы

Познавательные УУД Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации проявление познавательной инициативы знаково-символические действия, где выделены существенные характеристики объекта структурирование знаний постижение речевого высказывания в устной и письменной форме смысловое чтение контроль и оценка процесса и результатов деятельности Логические универсальные действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов установление причинно-следственных связей

контроль и коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий. Регулятивные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в владение монологической и диалогической формами речи применение знаний в конкретной учебной ситуации Коммуникативные УУД

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом нравственно-этическая ориентация оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей умение формулировать собственную позицию Личностные УУД