Пора ли в школу ?
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Психолог Л. Венгер говорил, что этот набор похож на комплект необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда. Х отя пропорции могут быть разные, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без какого-либо компонента обойтись нельзя. Критерии готовности к школе
Выделяют такие аспекты школьной зрелости: Интеллектуальная готовность Мотивационная готовность Эмоционально-волевая зрелость Социально-коммуникативная готовность
Интеллектуальная готовность умение слушать и слышать; развитая речь; умение сравнивать: видеть сходное и отличное; умение обобщать и классифицировать объекты; развитая тонкая моторика (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования); хорошая память; хорошая ориентировка в пространстве и времени (различают верх-низ, справа-слева, под-над, часть и целое, больше-меньше, утром, днём, вечером, раньше, позже, вчера, сегодня, завтра и т.п.) умение рисовать, конструировать по образцу; знания об окружающем мире.
К 6-7 годам ребенок должен знать: Свой день рождения; Свой адрес и название города, в котором он живет; Название страны и ее столицы; Имена и отчества своих родителей, кем (где) они работают; Времена года, их последовательность и основные признаки; Название месяцев, дней недели; Основные виды деревьев, цветов, овощей ; Уметь различать диких и домашних животных.
Мотивационная готовность (наличие у ребенка желания учиться) Мотивационная готовность (наличие у ребенка желания учиться) подразумевает готовность принять новую социальную роль - роль ученика, имеющего важные обязанности и права, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Говоря с детьми о школе, помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми. Не пугайте школой, будьте позитивны. Объясняйте, какие возможности открываются перед человеком, умеющим читать, писать, и т.п. Подавайте малышу пример, читая газеты, журналы, книги, интересуясь окружающими событиями. Обсуждайте с ним что-то интересное из прочитанного вами.
Эмоционально-волевая готовность Ребенок должен уметь принимать ограничения со стороны других и уметь ограничивать себя сам: - уметь управлять своим поведением (на уроке и во время перемены); - действовать по инструкции учителя; - уметь заставить себя выполнять не очень привлекательную работу; - уметь сдерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре, ждать своей очереди ). Приучайте ребенка любое начатое им дело до води ть до конца. Развитию усидчивости способствует изобразительная деятельность и конструирование. У ребенка 6-7 лет должно быть дома постоянное поручение, которое воспитывает ответственность.
Социально-коммуникативная готовность предполагает: способность действовать совместно с другими деть ми, по необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить; умение общаться со взрослым человеком, сохраняя дистанцию; навыки самообслуживания. Большую роль в формировании навыков общения играет личный пример родителей во взаимоотношениях с родными, соседями. Важен опыт ролевых игр со сверстниками. Необходимо с раннего возраста приучать ребенка к труду и навыкам самообслуживания.
Готов ли Ваш ребенок к школе? 1)Способен управлять своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, не драчлив, не агрессивен. 2)Способен сосредоточенно без суеты и отвлечений выполнять задание в течении минут. 3) Активно воспринимает информацию, задает вопросы. 4) Имеет элементарный запас сведений о себе, о близких и об окружающ ем мире. Умеет им пользоваться. 5) Способен «заниматься, учиться», а не только играть, может работать самостоятельно, а не только в присутствии взрослого.