1 Есть люди счастливой судьбы. Счастливой не в том смысле, что жизнь щедро рассыпала перед ними свои дары бери и пользуйся. Напротив. Путь этих людей кремнист и труден. Все новые и новые преграды возникают впереди. Но идут вперед эти люди. Идут потому, что не могут не идти. Это их путь. Единственный. Другого для них нет. Преодолевая одни препятствия, они обретают силы для борьбы со следующими ради конечной высокой цели, которая владеет всеми их помыслами. В этом их счастье. Счастье трудного пути. Счастье творческого дерзания. Самое высокое на земле счастье жить с людьми и для людей.
2 Антон Макаренко родился 1-го марта 1888-го года, в Харьковской губернии. Его отец был рабочим. Он работал в железнодорожных м астерских и всячески пытался за интересовать сына собственной профессией. Ему это удалось – в 1897-ом году Макаренко-младший начал учиться в железнодорожном училище. В начале девятисотых годов Антон вместе с родителями отправился в Крюков. Через некоторое время он поступил в кременчугское училище, а после, увлекшись педагогикой, стал студентом педагогических курсов, где в течение целого года изучал основы учительского мастерства. Позже Макаренко преподавал в Ж/Д училище, умело сочетал навыки железнодорожника и педагогический талант. Уже в тот период времени Антон знал, что посвятит свою жизнь педагогике. Поступив в Педагогический Институт в Полтаве, в 1917-ом году он окончил его с отличием, удостоившись золотой медали. По завершении учебы в ВУЗе, Антон Макаренко возглавил крюковскую железнодорожную школу, а еще через два года перебрался в Полтаву. Вскоре, с разрешения местного комитета народного образования, Макаренко создал трудовую организацию для несовершеннолетних, в которой поселил малолетних правонарушителей. В 1921-ом году трудовая коммуна получила имя Максима Горького, а через пять лет переехала из-под Полтавы в окрестности Харькова. В течение почти десяти лет Антон Макаренко руководил детской организацией, обучая подопечных навыкам настоящей человеческой жизни. Талантливый педагог организовал для учеников не только достойное существование, но и предоставил им возможность учиться, призвав на помощь коллег – мужественных и способных педагогов, согласившихся в столь трудное время воспитывать беспризорников. Для детей были оборудованы специальные классные комнаты, в которые стояли парты и прочая школьная мебель. Также они были обеспечены необходимыми учебниками. Процесс перевоспитания оказался чрезвычайно трудоемким, однако Макаренко ни разу не пришло в голову отказать от задуманного. И даже когда поначалу, казалось бы, безнадежные подростки не желали перевоспитываться и учиться, воровали еду и одежду, крушили кабинеты, уничтожая и те самые парты и старательно изготовленную школьную мебель, Антон Макаренко верил в их лучшее будущее и не раз начинал все сначала. В конце тридцатых годов педагог стал жить и работать в Москве, где вел активную общественную и литературную деятельность. Он был неоднократно награжден. Макаренко ушел из жизни 1-го апреля 1939-го года. Знаменитый учитель умер в вагоне пригородной электрички. ДОМ-МУЗЕЙ им. МАКАРЕНКО
3 ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.С.Макаренко с педагогами и учащимися Крюковского железнодорожного училища.
4 Беспризорники В гг. возглавлял трудовую колонию имени М. Горького (под Полтавой, с 1926 г. в Куряже близ Харькова), в гг. - детскую коммуну имени Ф.Э. Дзержинского (пригород Харькова). Теоретик и методолог совмещения коммунистического воспитания с "воспитанием трудом". Подчеркивал необходимость человеческого уважительного обращения с членами колонии, создания атмосферы взаимного уважения. Успех Макаренко, тем более под контролем НКВД, был неимоверно раздут советской пропагандой, назвавшей его действия новым словом в педагогике, подтверждением коммунистического мифа о "создании нового человека". Утверждалось, что Макаренко изменил всю мировую систему воспитания. Как позже выяснилось, подобный успех был связан прежде всего с личностью самого Макаренко, и после его смерти ничего подобного уже добиться никому не удалось. Автор "Марша 30 года" (1932), "Педагогической поэмы" (1935), "Флагов на башнях" (1938) и т.д., которые неизменно входили в школьную программу, - в целом были не очень высокие по художественному уровню произведения. Руководствуясь в воспитательной работе с детьми своим основным и широко известным ныне принципом: «как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему», Макаренко начал формировать коллектив с создания актива.
5 Система воспитания (а не только так называемого перевоспитания малолетних преступников), созданная А.С. Макаренко на самом деле выходит за рамки советской коммунистичекой педагогики, а также за пределы собственно педагогического опыта. По сути дела в своих коммунах Макаренко начал создавать альтернативную общественную структуру, которую он прикрывал словесной мишурой коммунистического воспитания. На деле это была не социалистическая в тогдашнем уровнительном смысле общественная система, а, наоборот, комерциализированная. Коммунары производили электрооборудование и фототехнику по австрийской и немецкой технологиям, получая своим трудом немалый доход, которым делились с государством. Выплаты государству с детского труда Макаренко, видимо, рассматривал как своеобразные "откупные", необходимые для того, чтобы ему не мешали выстраивать собственную систему. Ничего коммунистического по сути в предпринимальской деятельности его предприятия не было. Скорее, это была модель акционерного общества с участием (хотя и не оформленном юридически) на паевых началах всех работающих. Подобная модель организации производства в западных странах стала широко практиковаться только после второй мировой войны и дала положительный эффект в плане личной мотивации сотрудников, которые были не только работающими по найму за зарплату, но и совладельцами. «Я живу потому, что люблю жить, делился он сокровенными чувствами с бывшим своим воспитанником, люблю дни и ночи, люблю борьбу и люблю смотреть, как растет человек, как он борется с природой, в том числе и со своей собственной природой». А.С. Макаренко Подходя к человеку неизменно с «оптимистической гипотезой», Макаренко считал, что «хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать».
6 Макаренко знал, что положительных результатов в деле создания коллектива он добьётся лишь в том случае, если вовлечет своих воспитанников в дела, важные не только для колонистов и колонии, а в дела общегосударственные, даст возможность колонистам почувствовать себя частью огромного коллектива советских людей. Антон Семенович Макаренко много думал над тем, как организовать коллектив воспитанников. Четко определил для себя Макаренко и что такое коллектив: «…коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище ». Многое изменилось в жизни колонистов.
7 И «Педагогическая поэма », и статьи по вопросам педагогики, и письма друзьям раскрывают его педагогические «тайны». И одна из них – в настоящей, по – своему суровой и в то же время беспредельной, огромной любви к своим воспитанникам. Он трудился вместе с ними, он радовался вместе с ними, он учил их в классе, он говорил с ними о первой любви, он ездил с ними отдыхать и составлял планы на каждый «завтрашний день», он заменял на свадьбе отца....Героизм не на час, а на всю жизнь. М. Горький
8 Коммуна начала своё существование на средства, которые добровольно отчисляли из своей зарплаты чекисты.
9
10
11