« Повесть о Петре и Февронии Муромских » 1 (24 )
формирование представлений учащихся о Древнерусской литературе с точки зрения христианской морали 2 (24)
- актуализировать значимость духовно - нравственных ценностей нашей страны ; - формировать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому России ; - привить навыки презентационных исследовательских проектов ; - создать условия для улучшения восприятия учебного материала ; - погрузить учащихся в атмосферу древнерусской культуры ; - способствовать углублению знаний по теории литературы. 3 (24)
1. Что такое фольклор ? Фольклор – устное народное творчество. 2. Назовите жанры и примеры произведений устного народного творчества. Песни, пестушки и потешки, заклички и приговорки, прибаутки и небылицы, считалки и игры, скороговорки, загадки, сказки, гадания, частушки, былины, предания, былички и бывальщины, пословицы и поговорки. 4 (24)
1. Солнышко, солнышко, Выгляди в окошечко - Дам тебе веретёшечко, Насыплю горошечка. ( Закличка ) 2. Добры бобры идут в боры. ( Скороговорка ) 3. Шёл долговяз, В землю увяз. ( Загадка. Дождь ) 5 (24)
Русская литература начала складываться в 11 веке, после крещения Руси в 988 году. Первые произведения – сочинения религиозно – назидательного характера, жития святых, богослужебные песнопения. « Летопись » – « описание годов » - история далёкого прошлого, составляемая монахами в монастырях Летописи писали на пергаменте. Украшали затейливыми вставками, яркими миниатюрами. Один из первых памятников истории Древней Руси – « Слово о Законе и Благодати » Киевского митрополита Илариона. 6 (24)
7 (24)
Самыми распространёнными жанрами стали житие, проповедь, богослужебные песнопения, поучение, хронограф, моление. Позднее – исторические, бытовые, сатирические повести. Ценности и интересы земной жизни почти не привлекали книжников. Тексты должны были раскрывать христианские истины, приобщать к сверхъестественному Божественному миру, к высшей религиозной мудрости. Основная задача древнерусской литературы – историческое летописание и воспитание читателя в духе христианской морали – добродетельным, смиренным, послушным Богу. 8 (24)
9 (24) Жанры Древнерусской литературы Богослужебные песнопения Моление Житие ПроповедьХроника ПоучениеСказание ХождениеПовесть
- Дайте определение жанру повести Повесть – средний эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя или нескольких героев, составляющих определённый период жизни персонажей. Повесть имеет, как правило, одну сюжетную линию. - Назовите разновидности древнерусской повести. Разные виды повести : исторические, бытовые, сатирические. 10 (24)
В 16 в., во время правления Ивана 4 ( Грозного ), Московский митрополит Макарий поручил группе церковных писателей собрать предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях для полного общерусского собрания живописаний, или житий святых под названием « Великие Минеи Четьи » (« Ежемесячные чтения »). Здесь по порядку каждого месяца излагались рассказы о жизни святых Православной Церкви. 11 (24)
Священник Ермолай Еразм получил поручение написать о муромских святых Петре и Февронии. В « Великие Минеи Четьи » повесть не попала : вместо сочинения в жанре жития святых автор создал на основе муромских преданий увлекательную любовно - приключенческую повесть с острым сюжетом и яркими характерами. Ермолай Еразм пытается решать современные ему философские и социальные вопросы. 12 (24)
как звучит полное название изучаемого произведения ? « Повесть о житии новых муромских святых чудотворцев, благоверного и преподобного, и достойного похвалы князя Петра, названного в иночестве Давидом, и супруги его, благоверной и преподобной, и достойной похвалы княгини Февронии, названной во иночестве Евфросинией. Благослови, Отче » 13 (24)
Победа Петра над змием Мудрая дочь древолаза Изгнание князей из Мурома Возвращение Петра и Февронии на княжеский престол Уход князей из жизни Вместе и после смерти 14 (24)
Вывод : в « Повести о Петре и Февронии Муромских имеют место элементы героического эпоса Основная мысль : зло может обретать человеческое обличье, и для борьбы с ним необходимы решительность, смелость и изворотливость 15 (24)
В « Повести о Петре и Февронии Муромских имеют место элементы русской народной сказки Основная мысль : зло может таиться не только во внешнем мире, но и во внутреннем мире человека ; человек должен бороться с собственной гордыней, лживостью и безответственностью. 16 (24)
Вывод : повесть даёт читателю представление о нормах христианской морали – о необходимости накапливать духовные богатства, а не земные ; о любви к ближнему. Основная мысль : Любовь к Богу делает человека духовно красивым. 17 (24)
Вывод : автор выражает надежду на справедливое правление, основанное на христианской морали. Основная мысль : мудрость правителя проявляется в соблюдении Заповедей Христовых. 18 (24) Пелена с изображением святых Петра и Февронии
Вывод : для « Повести …» характерна документальная точность, свойственная летописному своду. Основная мысль : любовь, основанная на нормах христианской морали, служение Богу, благочестие приблизили героев к званию святых, к духовной чистоте. 19 (24)
Вывод : в « Повести …» звучат библейские мотивы – чудо, святость перед Богом. Основная мысль : нравственная чистота и высокая духовность приближают человека к Богу. 20 (24)
Агиографические ( житийные ) особенности ( описание детства святого, подвигов благочестия ) в « Повести …» отсутствуют. Особое внимание уделено описанию крестьянского и княжеского быта. Просматриваются черты народно – поэтического образного строя. В « Повести » имеют место элементы героического эпоса, фольклора. Ярко звучат христианские мотивы – человеколюбие, смирение и кротость, чудотворство, служение Богу. Повесть является гимном любви и верности. Учитывая особенности жанра, повесть стала новаторской для своего времени. 21 (24)
Агиография – житие святого : описание детства и подвигов благочестия Летопись – древнейший вид повествовательной письменной древнерусской литературы : последовательное описание исторических событий по годам Повесть – средний эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героев, составляющих определённый период жизни главного персонажа Новаторство – отказ от традиции и её принципиальное изменение, выражающееся в обновлении содержания ( идей, тем, проблем, пафоса ) и формы ( образной системы, изобразительных средств ) произведения ; открытие нового пути литературе 22 (24)
Энциклопедия для детей. Аванта. Русская литература. Часть первая. От былин и летописей до классики 19 века, М Иллюстрированный энциклопедический словарь ( малый ). М, Научное издательство « Большая Российская энциклопедия », 2000 В. Я. Коровина. Литература, 7 класс. М, Просвещение Монастыри России. Путеводитель по культурно – историческим памятникам. Смоленск, « Русич », 2004 Древнерусские города. Путеводитель по культурно – историческим памятникам. Смоленск, « Русич », 2004 А. А. Инджиев « Словарь литературоведческих терминов » Ростов - на Дону, « Феникс », (24)
Благодарим за внимание 24 (24)