Автор Фаттахова Л.М., МБОУ «Каракашлинская основная общеобразовательная школа» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
Раскрыть своеобразие сюжета и композиции романа. Доказать, что через композицию Лермонтов выражает оптимизм, веру в человека.
Фаттахова Л.М.
Фаттахова Л.М. 4 Вступительное слово учителя. Своеобразие сюжета. Особенности композиции.
Фаттахова Л.М. 5 Роман «Герой нашего времени» похож и не похож на традиционный роман, сложившийся на западе. В нём рассказывается не о происшествии или событии с завязкой и развязкой, исчерпывающей действие. Каждая повесть имеет свой сюжет. Ближе всего к традиционному роману четвёртая повесть – «Княжна Мэри», однако её финал противоречит западноевропейской традиции.
СЮЖЕТНЫЙ ПОРЯДОК ФАБУЛЬНЫЙ ПОРЯДОК Фаттахова Л.М.
Мотивирует ситуацию в «Бэле». Как? Объясняет, почему Печорин оказался в крепости под началом Максима Максимыча. Цели композиционной перестановки? Фаттахова Л.М.
Фабула – совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в том порядке, в котором о них сообщает автор Фаттахова Л.М.
Сюжетный порядок Предисловие ко всему роману «Бэла» «Максим Максимыч» Предисловие к «Журналу Печорина» «Тамань» «Княжна Мэри» «Фаталист» Предисловие к «Журналу Печорина» «Тамань» «Княжна Мэри» «Фаталист» «Бэла» «Максим Максимыч» Предисловие ко всему роману Фабульный порядок
Как вы представляете причины такого расположения частей? Фаттахова Л.М.
такое построение даёт автору возможность максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина; проследить историю его внутренней жизни; образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия; при таком построении, как оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию Фаттахова Л.М.
12 Фаттахова Л.М Приключения «Бэла» «Тамань» «Фаталист» «Княжна Мэри» Интриги
Действия практически лишён. Почему? Фаттахова Л.М.
Фаттахова Л.М. 14
Фаттахова Л.М. «Бэла» «Максим Максимыч» «Журнал Печорина» – предисловие издателя «Тамань» «Княжна Мэри» «Фаталист»
Читатель заинтригован. Размышляет над загадкой личности Печорина. Объясняет для себя его странности Фаттахова Л.М.
Максим Максимыч слишком прост, чтобы понять Печорина, он лишь излагает события. Литератор, наблюдающий Печорина воочию, понимает его больше. Он лишён сочувствия к Печорину. Сам Печорин бесстрашно, ни в чём не оправдываясь, рассказывает о себе, анализируя свои мысли и поступки Фаттахова Л.М.
Для того чтобы ответить на вопрос: Каким Печорин уходит из романа? Фаттахова Л.М.
«Фаталист» Мы прощаемся не только с «героем времени», но и с настоящим героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе Фаттахова Л.М.
Композиционный приём выражает скрытый оптимизм М.С. Лермонтова, его веру в человека Фаттахова Л.М.
Фаттахова Л.М.
Фаттахова Л.М.
Своеобразие сюжета и композиции романа объединены единой целью – помочь читателю глубже заглянуть в себя, оценить свои мысли, поступки, окружающий мир, вернуться к истинным, духовным ценностям Фаттахова Л.М.
Выразите письменно собственную мысль в стихотворной или прозаической форме по теме «Герой моего времени» Фаттахова Л.М.
1. И.В. Золотарёва, О.Б. Беломестных. Поурочные разработки по л итературе. 9 класс.М.: «ВАКО», С.И. Кормилова. М.Ю. Лермонтов. М.: МГУ Фаттахова Л.М.