Тема урока: «Судьба женщин в драмах «Бесприданница» А. Н. Островского и «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки Женщины в эпоху купечества. Роль женских образов в драме. Помыслы и желания героинь (Ларисы, Аделы, Ангустиас, Магдалены, Амелии, Мартирио).
Федерико Гарсиа Лорка (1898 – 1936) Испанский поэт и драматург; автор лекций и статей на литературные и общие эстетические темы, рисунков, ряда музыкальных сочинений, организатор передвижного театра «Ла Баррака».
«Дом Бернарды Альбы» ( , постановка в 1945) «Фотография», как «документ». «Драма о женщинах испанских селений». Мотив величия и трагической обреченности любви, вечной нераздельности жизни и смерти. Протест человека против мещанства, лицемерия, безысходности и бесправия.
Задания и вопросы для анализа текста: Перечитайте диалог между Кнуровым и Вожеватовым, посмотрите фрагмент из фильма. Рассмотреть их отношение к Ларисе. Почему Островский местом этого действия избрал «Ласточку»? Какой смысл приобретает здесь «Ласточка»?
Сопоставить образы женщин в драмах: Что объединяет Ларису и Аделу? В чем проявляется единомыслие Хариты Игнатьевны и Бернарды Альбы? Кто-нибудь помог Ларисе или Аделе в их борьбе с чувством? Как автор заставляет зритетей сочувствовать Ларисе и Аделе?
Для повторения пройденного: Лариса Огудалова: авторская характеристика образа; Лариса и ее окружение; причина ее трагедии; Почему она считает выстрел Карандышева «благодеянием»? Адела Альба: авторская характеристика образа; Лариса и ее окружение; причина ее трагедии; что объединяет ее с Ларисой?
Вопросы для сравнительно-сопоставительного анализа: ЛарисаАдела 1. Составьте портретную характеристику Ларисы, опираясь на текст. 2. Кто виноват в трагической смерти Ларисы? Обоснуйте свое мнение. 3. Как автор передает страдание, угрызение совести Ларисы? 1. На основе прочитанного подготовьте описание внешности Аделы. 2. Кто виноват в смерти Аделы? 3. Какие чувства вызывает у вас Адела? (сочувствие, жалость, ненависть).
Выводы по сравнительно-сопоставительному анализу: Лариса и Адела не могут жить в неволе, и ненависть к ней сильнее страха перед смертью, перед грехом самоубийства. Душевная борьба главных героинь, с самой собой – «трагедия совести» - основной конфликт драм «Бесприданница и «Дом Бернарды Альба»
Сергей Сергеевич Паратов: «Блестящий барин лет за 30 из судовладельцев». В глазах одних – «идеал мужчины», для других же «промотавшийся кутила», «развратный человек». «Человек с большими усами и малыми способностями». «Что такое «жаль», я этого не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. Теперь, господа, у меня другие дела – другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски».
Лариса Дмитриевна Огудалова: «…Эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует». «Не искушай меня без нужды…» (в ее исполнении прозвучал романс на стихи Е. А. Боратынского). «Если бы я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей – разве бы я пошла за вас? Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу». «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…»
«Бесприданница» А. Н. Островского на якутской сцене Постановка драмы «Бесприданница» А. Н. Островского на сцене Якутского драматического театра состоялась в 1947 году. Роль Ларисы сыграла молодая якутская актриса Ирина Максимова. Эта роль принесла ей широкую известность. В роли Хариты Игнатьевны – актриса Александра Иванова. Спектакль стал еще одним достижением якутского театра. В репертуаре театра сохранялся до 1950 года.
Почему Паратов продает «Ласточку»? Чем дорожит этот человек?
Почему Карандышев не пара Ларисе Дмитриевне?
Прокомментируйте данный эпизод.
Какую сущность Паратова характеризует его сделка с Вожеватовым?