Автор: учитель химии Данильчук Наталья Леонидовна Томская область, город Колпашево, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» имени героя Сов. Союза Ф.А. Трифонова
Цели обучения: Обеспечивать усвоение обучающимися понятия рН. Отработать навыки в решении задач на рН. Цели воспитания: Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям. Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, к окружающему нас миру сейчас и в будущем. Цели развития: Развитие на уроке интеллекта, воли, самостоятельности. Развитие аналитико-синтезирующего мышления - делать обобщающие выводы Развитие умений применять знания на практике.
Н 2 О Н + +ОН - Кв = [Н + ] * [ОН - ]= экспериментально установлено ионное произведение воды [Н + ] = [ОН - ] = = моль/л
0,1 М раствор Н СI HCI H + +CI - [H+]= [H CI] =10 -1 моль/л [ОН] = К в /[Н - ]= /10 -1 = моль/л 0,01М раствор Na OH [OH - ] = [Na OH] = моль/л [Н + ]= К в /[ОН - ] = /10 -2 = моль/л Водородный показатель - это отрицательный десятичный логарифм молярной концентрации ионов водорода в растворе. рН = -Ig [H + ] 01 М раствор кислоты рН = -Ig =1 0,01 М раствор щелочи рН =- Ig =12 рН 7 Кислая среда Нейтральная среда Щелочная среда
Задача: Определить рН и рОН 0,05М раствора Са (ОН) 2 К в = [Н +] * [ОН+] [ОН-]= 2[Са(ОН) 2 ]= 0,05*2=0,1 моль/л рОН - =- Ig =1 pH = 14-1 =13 Ответ: рН = 13, рОН = 1
Пищевые продукты содержат КИСЛОТНО -ОСНОВНОЕ равновесие S, CI, PCa, Mg, K, Na МЯСООВОЩИ РЫБАФРУКТЫ ЯЙЦОЯГОДЫ ХЛЕББОБЫ МУКАМОЛОКО МАКАРОНЫМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ Организму нужны как кислотные составляющие пищи, так и щелочные в разумной пропорции.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 24.4, ЗАДАЧА 5, СТР. 38 Вопросы: Что такое кислотные осадки? Какие вещества являются причиной выпадения кислотных осадков? Каковы основные природные и антропогенные источники кислотообразующих выбросов? Какие процессы происходят с оксидами серы и азота при попадания их в атмосферу? К каким последствиям для водной системы приводит выпадение кислотных осадков? Появление ионов каких химических элементов в воде приводит к гибели рыб? Привести уравнения химических реакций. Как влияют кислотные осадки на почву и почвенные микроорганизмы? Как влияют кислотные осадки на численность популяций птиц? Назовите основные способы предотвращения попадания кислотообразующих выбросов в атмосферу и ликвидации последствий закисления окружающей среды?
Практическая работа: Чай +лимонная кислота Чай + нашатырный спирт
Задачи: 1. Желудочный сок - это бесцветная жидкость, имеющая кислую реакцию благодаря присутствию соляной кислоты, которая относится к числу сильных кислот, нацело диссоциирующих в водном растворе. Рассчитайте рН желудочного сока, если массовая доля HCI в нем составляет 0,5%. Плотность желудочного сока практически равна плотности воды. 2. В результате реакции гидролиза гидрокарбонат натрия в его растворе создается слабо – щелочная среда. Рассчитайте рН раствора, содержащего 10г. гидрокарбоната натрия в 200мл. воды, если степень гидролиза равна 0,01%. Считайте объем раствора равным объему воды. Подсказка: концентрация гидроксид ионов равна ионов равна произведению степени гидролиза a(альфа) и молярной концентрации раствора С, которая в свою очередь определяется отношением массы растворенного вещества n к произведению М и объема раствора V. Ответ: pH =9,78