Научно-исследовательский проект Создание организационно-педагогических условий реализации непрерывного естественно- математического профильного обучения учащихся старших классов в системе «Школа -технологический вуз»
Цель исследования научное обоснование организационно- педагогических условий, обеспечивающих достижение образовательных целей в модели «Школа – технологический вуз» реализация эффективного профильного обучения старшеклассников на основе преемственности программ общего среднего и высшего технологического образования, способствующего профессиональному самоопределению молодежи.
Задачи проекта: Разработать и экспериментально опробовать модель «Школа – технологический вуз». Выявить, научно обосновать основные организационно- педагогические условия, обеспечивающие успешное функционирование модели «Школа – технологический вуз». Разработать интегрированные учебные планы и программы, обеспечивающие преемственное содержание непрерывного образовательного процесса и условия для его реализации. Определить возможности избранной образовательной структуры для реализации личностного потенциала учащихся в профессионально-образовательном плане.
Объект исследования процесс проектирования, становления и развития образовательной модели процесс проектирования, становления и развития образовательной модели «Школа – технологический вуз». процесс проектирования, становления и развития образовательной модели процесс проектирования, становления и развития образовательной модели «Школа – технологический вуз».
Предмет исследования совокупность организационно- педагогических условий, обеспечивающих процесс непрерывного естественно- математического профильного обучения учащихся старших классов в системе «Школа – технологический вуз». совокупность организационно- педагогических условий, обеспечивающих процесс непрерывного естественно- математического профильного обучения учащихся старших классов в системе «Школа – технологический вуз».
возможности профильного обучения в модели «Школа - технологический вуз» успешно реализуются, если: Гипотеза исследования: разработаны организационно- педагогические условия непрерывного естественно- математического профильного обучения разработаны и научно обоснованы программные мероприятия разработаны и экспериментально реализованы учебные планы, программы повышена научно- методическая квалификация педагогов
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение директивных и нормативных документов; анализ передового педагогического и инновационного опыта в регионе по исследуемой проблеме; анализ результатов личностных достижений учащихся по профилю избранной специальности; систематические педагогические наблюдения, опросы, изучение результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся; интервьюирование учителей школы и преподавателей вуза; формирующий эксперимент с целью выявления возможностей образовательного процесса; анализ результатов исследования опытно-экспериментальной работы и статистические методы ее обработки.
Научная новизна и теоретическая значимость: Теоретическая разработка и обоснование организационно-педагогических условий реализации профильного обучения старшеклассников в системе «Школа – технологический вуз»
Практическая значимость проекта Создание модели «Школа – технологический вуз» и ее экспериментальная апробация Разработка учебных планов и модифицированных программ для профильных классов Разработка рекомендаций для педагогов по организации профильного обучения старшеклассников
Прогнозируемые результаты проекта Будет: отработана схема комплектования классов естественно- математического профиля на основе предпрофильной подготовки и психодиагностических методик обеспечен высокий уровень подготовки учащихся по профильным дисциплинам, достаточный для поступления в технические и технологические высшие учебные заведения
Прогнозируемые результаты проекта Будет: гарантирован выбор большинством учащихся (до 70%) технических и технологических вузов для дальнейшего обучения пополнение высококвалифи цированными кадрами предприятий республики. гарантировано успешное усвоение выпускниками профильных классов программ высшего технологическог о образования
Критерий оценки результатов эксперимента Показатель выраженности профессиональных интересов и склонностей выпускников к естественно - математическому профилю. Процент выпускников профильных классов, поступающих в высшие учебные заведения естественно-математического профиля. Процент выпускников профильных классов, поступающих в технологические и технические высшие учебные заведения.
Критерий оценки результатов эксперимента Показатель успешности усвоения профильных программ выпускниками профильных классов (результаты успеваемости, участия в конференциях, олимпиадах). Показатель профессионального роста педагогических работников учреждения, учет их вклада в решение проблемы.
Информационная характеристика НИП Авторы проекта: Сотрудники Волжского филиала Казанского государственного технологического университета. Научный руководитель: Ушаков В.С., к.п.н., председатель Государственного комитета по профессиональному образованию РМЭ Соруководитель: Новоселов А. М., заместитель министра образования РМЭ Научный консультант: Тысько Л. Л. к.п.н., зав. кафедрой педагогики и психологии ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» Участники: МУОО, педагоги, психологи МСОШ 4 г. Волжска и профессорско - преподавательский состав ВФ КГТУ. Заказчик проекта: Администрация г. Волжска База эксперимента: учащиеся 9-11 классов МСОШ 4 г. Волжска