Качество основного общего образования: требования ФГОС и требования времени В.К. Игнатович, эксперт ИПОП «Эврика»
Качество: «степень соответствия присущих характеристик требованиям» «требования как потребности и ожидания потребителей и заинтересованных сторон могут быть изложены в нормах и стандартах или выяснены с помощью специальных исследований»
Качество: Требование или потребность? Норма или цель?
«Мы осуществляем деятельность не по целям, а по нормам. И все, кто контролирует нашу работу, заняты тем, чтобы проверять, насколько эти нормы выполнены, и следить за тем, чтобы мы от них не отклонялись, а жили так, как жили наши отцы, деды и прадеды. И это все тоже правильно» Г.П.Щедровицкий
Вернуть советское образование!!!
Образовательный стандарт – инструмент «сшивания» норм и социального заказа
Проблема государственно-общественный субъект оценки качества образования и индивидуальные субъекты образования: возможности диалога
Субъективность качества Образовательные потребности – производная от жизненных целей субъектов
Многообразие целей субъектов образования
Культурный сценарий социализации Базисные представления, которые являются центральными и сохраняются в течение жизни культуры
Репродуктивный сценарий: вперед в светлое прошлое! Юноше, обдумывающему житье, решающему, сделать бы жизнь с кого, скажу, не задумываясь: делай ее с товарища Дзержинского!
Адаптивный сценарий: сделай этот мир своим! От ребенка - к миру, от мира - к ребенку... Джон Дьюи
Успешность как главная цель социализации …обеспечивать ребенку возможность накопления собственного опыта решения жизненных проблем. …обеспечить его конкурентоспособность на рынке труда. …помочь стать востребованным.
Риски адаптивной модели: Утрата ориентации на дальнюю жизненную цель Подчиненность внешним обстоятельствам Рыночная личность: «я таков, каким вы хотите меня видеть»
Неадаптивный сценарий: человек – автор своей судьбы Карл Роджерс …образ себя как героя поэмы… …сюжет… …трагедийность… …неожиданные повороты судьбы.
Обретение собственного «Я» как главная цель социализации …обеспечивать готовность детей к социальному поведению, мотивированному ценностями собственного «Я». Самоопределение как выявление и утверждение своего индивидуального отношения к миру. Достойным может считать себя только то человек, который уверен в собственных способностях и готов выступить субъектом построения собственного счастья.
Риски неадаптивной модели Смыслоутрата Социально-психологическая дезадаптация Эффект «белой вороны»
Образование: Сокровище Капитал Ценность
Тенденции развития современного общества Возрастание уровня неопределенности, утрата контроля за главными процессами открытость границ и мультикультурность проблематичность построения профессиональной и жизненной карьеры Ориентация в будущее Возрастание роли «человеческого капитала» Востребованность креативного начала личности
Центральные идеи качества современного образования Образование дает человеку возможность построения собственного жизненного пути на основе свободного самоопределения и самореализации Индивидуальная образовательная траектория ученика есть его авторская модель личностного и профессионального самоопределения
Слагаемые качества образования Содержание образовательных программ, включающее универсальные компетентности как общечеловеческие и специфически возрастные средства освоения и преобразования окружающего мира: изучать искать думать сотрудничать браться за дело адаптироваться
Слагаемые качества образования Условия культивирования разнообразных видов творческой деятельности ребенка: Учебно-познавательной Игровой Художественно-творческой Спортивной И др.
Возраст как проектная единица образовательного процесса 7 – 10 лет: Познано – Не познано 11 – 14 лет: Интересно-Неинтересно 14 – 16 лет: Могу – Не могу
Слагаемые качества образования Достигаемые в процессе творческого освоения культурных практик индивидуальные образовательные результаты: Смысложизненные ценностно- ориентированные представления Нравственные оценки Способы действий Стили социального поведения
Спасибо за внимание! Просьба задавать вопросы