Концепция развития системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования ( общественно-профессиональное обсуждение) Воронцов Алексей Борисович, эксперт ИПОП «Эврика» 5 ноября 2011 года, Москва 1
Десять вопросов к концепции - как итог двухдневного семинара 2
1.Зачем нужна концепция? Основная цель концепции – построить и описать эффективную систему оценки как базового компонента системы образования, направленной на результаты. Ответы на вопросы: 1. Что должно обеспечить полноценное введение системы оценки качества образования и как это достичь? 2. Что можно назвать основными показателями качества и эффективности системы оценки качества образования? 3
2.Что значит эффективная СОКО? Эффективные системы оценки качества образования - это системы, которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся. 4
3.Что можно ожидать от создаваемой СОКО? Полноценное функционирование СОКО будет способствовать: «легализации» образовательных результатов; обеспечению единства образовательного пространства за счет общих единого понимания образовательных результатов, требований к КИМ на разных уровнях, выделение специфики ступеней в СОКО ; качественному образованию и защищенности граждан; повышению уровня информированности населения при принятии жизненно важных решений о продолжении образования; принятию обоснованных управленческих решений по проблемам повышения качества образования и развития системы образования; развитию и совершенствованию структур и механизмов управления и обеспечения качества образования. 5
4.В чем заключены основные концептуальные моменты концепции? Разведение оценки результатов образования и оценки качества образования Установление требований к системам оценки качества образования на уровне школы, муниципалитета, региона, федерации Установление требований к инструментам оценивания 6
5.Каким мы видим оценивание в рамках СОКО?-1 Основа для разработки: международный опыт, отечественная психолого- педагогическая наука (линия культурно- исторической теории Л.С. Выготского), практика инновационных российских школ, итоги КПМО по линии «ОКО» 7
5.Каким мы видим оценивание в рамках СОКО? -2 процедуры оценки должны быть ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания в рамках учебных дисциплин; в основе оценивания результатов образования должна лежать не изначально заданная норма, а положительная динамика изменений достижений (индивидуальный прогресс, добавленная стоимость); эффективная система оценки должна строиться на сочетании разнообразных методов оценки. Стандартизированное тестирование – всего лишь один из используемых подходов для определения образовательных результатов; анализ результатов оценки учебных и внеучебных достижений должен проводиться с учетом факторов, оказывающих влияние на эти результаты; комбинация внутренней и внешней оценки деятельности школы – базовый подход для оценки ее деятельности 8
6.Почему в концепции одно из центральных мест отводится описанию современных образовательных результатов и качеству образования? ФГОС ОО - собственно результаты отсутствуют, сформулированы только требования к результатам Ключевая задача: переформатировать планируемые результаты так, чтобы, с одной стороны, они стали компактные, с другой стороны, задать такие уровни освоения учебного материала, которые могли бы фиксировать индивидуальный прогресс учащегося Необходима интегративная характеристика образовательных результатов, где понятийное знание (знание-действие) стала основой, как компетентностей, так и основой их личностного развития с учетом двух этапов возрастного развития 9
7.Зачем противопоставлять образовательные результаты и качество образования? Рабочее определение: качество образования - есть совокупность образовательных результатов и необходимых условий, обеспечивающих успешную социализацию школьника. Процедуры и инструментарий оценки результатов и качества разный Субъекты оценки результатов и оценки разные (качество: межотраслевой подход) Итог: переход от модели «контроль качества» к модели «обеспечения качества» 10
8.Зачем связывать модели обучения с оцениванием? Оценка качества образования должна опираться на современные модели обучения 11 Традиционная модель Психологическая теория 20-х годов 20 в. «стимул –реакция» Современные модели (когнитивная, конструктивная, развивающее обучение Э-Д) Психологическая теория деятельности Психометрический подход к оцениванию: способность учащихся вспоминать и применять факты, выученные в плановом режиме Пройдя тестирование можно необязательно понимать изученный материал Деятельностный подход к оцениванию: Обучение есть процесс конструирования знания через освоение общих способов/средств предметных и метапредметных культурных действий «Мы должны оценивать уровень понимания и сложности понимания, а не просто способность «заглатывать» и «выдавать» факты» (Wilson,1992) Дилемма: 1)возникает все более настоятельная потребность в оценивании на национальном (региональном, муниципальном) уровне – требование сопоставимость; 2) современные модели обучения ориентированы на формирующее оценивание – затруднено сопоставимость
9.При каких условиях данная концепция может быть реализована в жизнь? 1. Создание психолого-педагогической методологии разработки инструментария для оценки (экспертизы, измерения) разных аспектов общего образования 2. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам контрольно-оценочной деятельности всех субъектов образовательного процесса, организации мониторинга за функционированием системы оценки качества образования на всех уровнях: региональном, муниципальном и школьном 3. Создание современного организационно-методического обеспечения системы оценки качества образования школьников, их индивидуальных достижений в соответствии с внедрением стандартов второго поколения; 4. Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение системы оценки качества образования на всех уровнях: региональном, муниципальном и школьном. 5. Разработка единой информационно-технологической платформы системы оценки качества общего образования на всех уровнях. 6. Стандартизация форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений на уровнях: региональном, муниципальном, школьном. 7. Совершенствование анализа полученной информации с целью выявления факторов, влияющих на достижение качества образования. 8. Развитие механизмов общественной и общественно-профессиональной экспертизы, подготовка общественных экспертов и независимых аудиторов по оценке качества основного общего образования. 12
9.Нормативно – правовое обеспечение оценки качества образования Система правового регулирования оценки качества основного образования должна охватывать: разграничение полномочий между федеральным, региональным, муниципальным уровнями и уровнем образовательного учреждений в вопросах сбора и обработки информации о качестве общего образования и принятия управленческих решений; определение статуса и полномочий организаций, осуществляющих оценку качества образования; нормативное закрепление процедур оценки качества образования, включая определение периодичности их проведения; набор локальных нормативных актов для образовательного учреждения по организации системы внутренней оценки качества основного общего образования определение процедур сбора, хранения и публикации данных о качестве образования, порядка доступа заинтересованных потребителей к ним; регламентацию процедур апробации и стандартизации инструментария оценки качества образования; регламентацию деятельности по общественной и общественно-профессиональной аккредитации образовательных учреждений и программ; регламентацию процедур сбора материалов и публикации докладов о состоянии качества образования разных уровней 13
10. Какая организационная структура должна реализовать этот проект? Мнения по этому вопросу пока разные: -расширение полномочий и функций федерального и региональных структур Рособрнадзора (с возможным делегированием ряда полномочий и функций каким-то организациям и т.п.) -создание Федерального центра оценки качества образования с делегированием также функций региональным центрам оценки качества образования, а также общественно- профессиональным организациям 14