Концепция развития системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования ( общественно-профессиональное обсуждение)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
Advertisements

Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)
1 Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения.
Модернизация региональной системы оценки качества образования в условиях введения нового ФГОС НОО Чистякова В.А., директор ГУ РА «РЦОКО»
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Концепция оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования ( общественно-профессиональное обсуждение)
Система оценивания. Требования ФГОС Дозморова Е.В.
Модель школьной системы оценки качества образования МБОУ-СОШ 16 Основные задачи, цели и содержание ШСОКО: 1. Цели ШКОСО: Создание единой системы диагностики.
Татьяна Марковна Гозман, заместитель начальника управления, к.п.н., доцент Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Подготовка экспертов по оценке качества образования в соответствии с ФГОС: региональная модель Приморский край Григорьева Елена Алексеевна.
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
Результаты обсуждения государственного стандарта общего образования с использованием опыта реализации КПМО г.Нальчик, 11 октября 2008г.
М. М. Шалашова, д. п. н., профессор Итоги разработки учителями ГБОУ СОШ 2005 методического обеспечения реализации ФГОС.
Государственный контракт от года 03.Р Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в.
Модернизация системы оценки качества образования в условиях введения нового ФГОС НОО Чистякова В.А., директор ГУ РА «РЦОКО»
Проблемы управления качеством образования в школе в контексте нового поколения образовательных стандартов Романова Т. Т., начальник Управления дошкольного.
МОДЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МОДЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Гончарова Елена Юрьевна, заместитель начальника управления.
1 «Формирование и развитие региональной системы оценки качества образования: проблемы и перспективы». 9 октября, 2008 г. г. Нальчик КПМО КБР
Транксрипт:

Концепция развития системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования ( общественно-профессиональное обсуждение) Воронцов Алексей Борисович, эксперт ИПОП «Эврика» 5 ноября 2011 года, Москва 1

Десять вопросов к концепции - как итог двухдневного семинара 2

1.Зачем нужна концепция? Основная цель концепции – построить и описать эффективную систему оценки как базового компонента системы образования, направленной на результаты. Ответы на вопросы: 1. Что должно обеспечить полноценное введение системы оценки качества образования и как это достичь? 2. Что можно назвать основными показателями качества и эффективности системы оценки качества образования? 3

2.Что значит эффективная СОКО? Эффективные системы оценки качества образования - это системы, которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся. 4

3.Что можно ожидать от создаваемой СОКО? Полноценное функционирование СОКО будет способствовать: «легализации» образовательных результатов; обеспечению единства образовательного пространства за счет общих единого понимания образовательных результатов, требований к КИМ на разных уровнях, выделение специфики ступеней в СОКО ; качественному образованию и защищенности граждан; повышению уровня информированности населения при принятии жизненно важных решений о продолжении образования; принятию обоснованных управленческих решений по проблемам повышения качества образования и развития системы образования; развитию и совершенствованию структур и механизмов управления и обеспечения качества образования. 5

4.В чем заключены основные концептуальные моменты концепции? Разведение оценки результатов образования и оценки качества образования Установление требований к системам оценки качества образования на уровне школы, муниципалитета, региона, федерации Установление требований к инструментам оценивания 6

5.Каким мы видим оценивание в рамках СОКО?-1 Основа для разработки: международный опыт, отечественная психолого- педагогическая наука (линия культурно- исторической теории Л.С. Выготского), практика инновационных российских школ, итоги КПМО по линии «ОКО» 7

5.Каким мы видим оценивание в рамках СОКО? -2 процедуры оценки должны быть ориентированы на более широкие образовательные результаты, нежели знания в рамках учебных дисциплин; в основе оценивания результатов образования должна лежать не изначально заданная норма, а положительная динамика изменений достижений (индивидуальный прогресс, добавленная стоимость); эффективная система оценки должна строиться на сочетании разнообразных методов оценки. Стандартизированное тестирование – всего лишь один из используемых подходов для определения образовательных результатов; анализ результатов оценки учебных и внеучебных достижений должен проводиться с учетом факторов, оказывающих влияние на эти результаты; комбинация внутренней и внешней оценки деятельности школы – базовый подход для оценки ее деятельности 8

6.Почему в концепции одно из центральных мест отводится описанию современных образовательных результатов и качеству образования? ФГОС ОО - собственно результаты отсутствуют, сформулированы только требования к результатам Ключевая задача: переформатировать планируемые результаты так, чтобы, с одной стороны, они стали компактные, с другой стороны, задать такие уровни освоения учебного материала, которые могли бы фиксировать индивидуальный прогресс учащегося Необходима интегративная характеристика образовательных результатов, где понятийное знание (знание-действие) стала основой, как компетентностей, так и основой их личностного развития с учетом двух этапов возрастного развития 9

7.Зачем противопоставлять образовательные результаты и качество образования? Рабочее определение: качество образования - есть совокупность образовательных результатов и необходимых условий, обеспечивающих успешную социализацию школьника. Процедуры и инструментарий оценки результатов и качества разный Субъекты оценки результатов и оценки разные (качество: межотраслевой подход) Итог: переход от модели «контроль качества» к модели «обеспечения качества» 10

8.Зачем связывать модели обучения с оцениванием? Оценка качества образования должна опираться на современные модели обучения 11 Традиционная модель Психологическая теория 20-х годов 20 в. «стимул –реакция» Современные модели (когнитивная, конструктивная, развивающее обучение Э-Д) Психологическая теория деятельности Психометрический подход к оцениванию: способность учащихся вспоминать и применять факты, выученные в плановом режиме Пройдя тестирование можно необязательно понимать изученный материал Деятельностный подход к оцениванию: Обучение есть процесс конструирования знания через освоение общих способов/средств предметных и метапредметных культурных действий «Мы должны оценивать уровень понимания и сложности понимания, а не просто способность «заглатывать» и «выдавать» факты» (Wilson,1992) Дилемма: 1)возникает все более настоятельная потребность в оценивании на национальном (региональном, муниципальном) уровне – требование сопоставимость; 2) современные модели обучения ориентированы на формирующее оценивание – затруднено сопоставимость

9.При каких условиях данная концепция может быть реализована в жизнь? 1. Создание психолого-педагогической методологии разработки инструментария для оценки (экспертизы, измерения) разных аспектов общего образования 2. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам контрольно-оценочной деятельности всех субъектов образовательного процесса, организации мониторинга за функционированием системы оценки качества образования на всех уровнях: региональном, муниципальном и школьном 3. Создание современного организационно-методического обеспечения системы оценки качества образования школьников, их индивидуальных достижений в соответствии с внедрением стандартов второго поколения; 4. Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение системы оценки качества образования на всех уровнях: региональном, муниципальном и школьном. 5. Разработка единой информационно-технологической платформы системы оценки качества общего образования на всех уровнях. 6. Стандартизация форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений на уровнях: региональном, муниципальном, школьном. 7. Совершенствование анализа полученной информации с целью выявления факторов, влияющих на достижение качества образования. 8. Развитие механизмов общественной и общественно-профессиональной экспертизы, подготовка общественных экспертов и независимых аудиторов по оценке качества основного общего образования. 12

9.Нормативно – правовое обеспечение оценки качества образования Система правового регулирования оценки качества основного образования должна охватывать: разграничение полномочий между федеральным, региональным, муниципальным уровнями и уровнем образовательного учреждений в вопросах сбора и обработки информации о качестве общего образования и принятия управленческих решений; определение статуса и полномочий организаций, осуществляющих оценку качества образования; нормативное закрепление процедур оценки качества образования, включая определение периодичности их проведения; набор локальных нормативных актов для образовательного учреждения по организации системы внутренней оценки качества основного общего образования определение процедур сбора, хранения и публикации данных о качестве образования, порядка доступа заинтересованных потребителей к ним; регламентацию процедур апробации и стандартизации инструментария оценки качества образования; регламентацию деятельности по общественной и общественно-профессиональной аккредитации образовательных учреждений и программ; регламентацию процедур сбора материалов и публикации докладов о состоянии качества образования разных уровней 13

10. Какая организационная структура должна реализовать этот проект? Мнения по этому вопросу пока разные: -расширение полномочий и функций федерального и региональных структур Рособрнадзора (с возможным делегированием ряда полномочий и функций каким-то организациям и т.п.) -создание Федерального центра оценки качества образования с делегированием также функций региональным центрам оценки качества образования, а также общественно- профессиональным организациям 14