Направления деятельности региональных ведущих консультантов по вопросам развития системы образования. Формирование регионального кадрового ресурса Р.В. Селюков, зам.директора Института проблем образовательной политики «Эврика» 8 декабря 2011 г., Забайкальский край
Вопрос Стиву Джобсу (1985 год) Сегодня большинство компьютеров для ввода данных используют нажатия клавиш, однако в Macintosh им на смену пришло нечто под названием «мышь» – маленькая коробочка, которая катается по вашему столу и управляет компьютером при помощи стрелочки на экране. Многим людям, привыкшим к использованию клавиатуры, будет сложно перейти на такой тип интерфейса...
Ответ Стива Джобса Мы провели множество исследований и пришли к выводу, что с помощью мыши все функции выполняются намного быстрее, особенно вырезание и вставка. Пользоваться ей не легче, но зато это более эффективно.
Направления деятельности консультантов совпадают с направлениями НОУ «ННШ» ФГОС Учитель Инфраструктура Талантливые дети Самостоятельность Здоровьесбережение
ФГОС Качественные параметры введения ФГОС -Системы оценки качества образования, инструменты оценки результатов образования -Подходы к реализации требований к условиям реализации ООП ступеней -Г(М)З – параметры качества реализации -НПФ, СОТ -ПК, аттестация
Учитель Механизмы осознания изменения содержания образования (содержание учебных предметов НЕ РАВНО содержанию образования) Переход к технологиям происходящим из деятельностной парадигмы Нелинейное расписание Варианты ухода от классно-урочной системы Повышение квалификации и аттестация Технологиии обеспечения достижения образовательных результатов учащимися
Инфраструктура-1 Обновление представлений об учебных расходах школы (формирование ТЗ и разработка проектов нормативных актов) Отработка механизмов финансирования программ развития школ (в т.ч. в условиях реализации 83-ФЗ) Механизмы планирования централизованных и децентрализованных закупок для школ Обновление требований к инфраструктуре (в т.ч. и СНИП, СанПиН)
Инфраструктура -2 Цифровая среда: - безбарьерный доступ к сети Интернет; - доступ к ЦЭОР через Интернет; - индивидуализация образования через использование цифровых технологий; - развитие дистанционного образования; - смена представлений о закупках электронного оборудования; - электронные носители для учебников и учебных текстов
Талантливые дети НПФ образования талантливых детей Обеспечение ресурсного подхода к финансированию образовательной программы талантливого ребенка Выход в инклюзивное образование талантливых детей Уход от гегемонии классно-урочной формы работы с детьми
Модельная методика формирования норматива исходя из величины средней заработной платы по экономике региона: N=Wзп х 12мес х К1 хК2 х К3 хК4 х К5 хК6х К7……. N – норматив (единица измерения – руб./год) Wзп – среднемесячная зарплата в экономике региона (согласно госстатистике) в году, предшествующем году, по отношению к которому устанавливается норматив. (единица измерения – руб./мес.) 12 мес.– количество месяцев в году
K1– коэффициент, показывающий, какую долю от среднемесячной зарплаты в регионе должна составлять в среднем «гарантированная», «условно-постоянная» часть зарплаты учителя (включая оклад и компенсационные выплаты). Рекомендуемое на федеральном уровне значение коэффициента – 0,7. K2 – коэффициент стимулирования. Обеспечивает повышение норматива с целью обеспечения стимулирующих выплат учителям. Так как рекомендуемое на федеральном уровне соотношение базовой и стимулирующей частей ФОТ учителей – 70% : 30%, то рекомендуемое значение коэффициента – (1+30/70) = 1,43. K3 – коэффициент отчислений на социальные нужды («начислений на заработную плату», ЕСН), установленных законодательством Российской Федерации K4 – коэффициент соотношения «учитель : ученик». Рекомендуемое (целевое) значение коэффициента для работы с одаренными детьми – от 1/8 до 1/4 (от 0,125 до 0,25). K5 – коэффициент соотношения ФОТ учителей и остального персонала. Так как рекомендуемая доля ФОТ учителей в общем ФОТ учреждения – 70%, то рекомендуемое значение коэффициента – (1+30/70) = 1,43 K6 – коэффициент учебных расходов. Рекомендуемая доля учебных расходов в нормативе – 15%, то значение коэффициента –1,15 K7 – поправочный коэффициент, определяющий дифференциацию величины учебных расходов общеобразовательного учреждения в связи с переходом на новый образовательный стандарт.
Самостоятельность НПФ образовательных учреждений НСОТ при расширении участия общественности в оценке качества образования Переход образовательных учреждений в тип автономного и бюджетного Получение ОУ нескольких заданий Ответственность учреждений за качество образования (разработка ООП, формирование оптимальных штатов для реализации ООП и др.)
Здоровьесбережение Может ли школа системно не ухудшать здоровье школьников укладом жизни в ней? Состояние сегодняшнего дня: Классно-урочная система и большая урочная нагрузка ученика Отсутствие легальных механизмов управления индивидуальными образовательными программами учащихся Линейность планирования урочных и неурочных занятий учащихся Неразвитость инструментария внешней оценки и самооценки учащихся
Школа – среда будущего В чем региональная стратегия развития территории и общества? Нужны внятные представления дальних горизонтов! Каковы ожидаемые эффекты реализации региональной стратегии? Нужны конкретизированные представления о жизни завтра! Каков заказ системе образованию? Нужны современные представления о качестве образования, направленном в будущее! ГДЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ???
Рисование образа будущего Экономический и демографический прогноз основанный на различных сценариях (вероятностная разветвленная модель) Предвосхищение компетентностей человека, необходимых ему через лет Моделирование пространств, в которых эти компетентности могли бы естественным образом могли развиваться сегодня Подготовка педагогов, готовых учить создавать, а не учить приспосабливаться
ФГОС как способ стандартизации работы учителя на перспективу ФГОС Прокрустово ложе: идея всеобщего минимума оценивание относительно инвариантов Конструктор среды задающей будущее: Идея индивидуального максимума Оценивание индивидуального прогресса
Учитель. Миссия выполнима. Миссия – создатель модельных пространств будущего. Квалификация – управление средой реализации индивидуальных образовательных программ Оценочная деятельность – фиксация и представление динамики индивидуального прогресса учеников Ведущая деятельность – создание ситуаций, позволяющих ученикам задавать себе ближайшую задачу - создание условий для рефлексии учащимися результатов и способов осуществления собственной деятельности
Какими институтами фиксирован профстандарт нового учителя? Зарплата-аттестация-повышение квалификации 1)Часы и классно-урочная система? - НЕТ! (Миссия – создатель модельных пространств будущего) 2) Аттестация на квалификационную категорию задает современные представления о квалификации учителя? – НЕТ! Стандарты педобразования гарантируют появление нового учителя? – НЕТ! (Квалификация – управление средой реализации индивидуальных образовательных программ) 3) Оплачивается результат образования или количество отведенных часов? (Оценочная деятельность – фиксация и представление динамики индивидуального прогресса учеников) 4) Оплачиваются учителю все виды его деятельности? – НЕТ! (Ведущая деятельность – создание ситуаций, позволяющих ученикам задавать себе ближайшую задачу - создание условий для рефлексии учащимися результатов и способов осуществления собственной деятельности)
Первоочередные задачи для региональной проектной группы Модель плавного ухода от гегемонии классно-урочной системы в рамках ФГОС -Вариативная часть учебного плана во внеурочных формах (ФГОС НОО- 80:20, ФГОС ООО- 60:40, ФГОС СОО- 40:60, нелинейное расписание, школы ступеней) -Развитие новых инструментов оценки качества образования, ориентированных на индивидуальный прогресс ученика (электронные инструменты фиксации и визуализации динамики результатов учащегося, виртуальные среды, умные конструкторы сред и ситуаций) -Оптимизация штатов и переход к окладной системе оплаты труда (через учет интенсивности труда в оплате, через легитимизацию оплаты других видов Де учителя, через учет изменения функционала учителя в СОТ и методики расчета величины норматива финансирования ОУ)
-Формирование сред для выращивания новой квалификации учителя модернизация системы повышения квалификации: исследование готовности учителей обеспечивать достижение всеми учащимися результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС, определение карты дефицитов, формирование госзаказа на программы ПК, конкурсное распределение государственных заданий, технологичное ПК, интернатура, сопровождение самостоятельной практики переход к аттестации через объективно оцениваемое квалификационное испытание изменение содержания педобразования и подходов к организации педпрактик и итоговой аттестации студентов: введение интернатуры и квалификационного испытания -Выращивание современных представлений родителей о качестве образования вовлечение родителей в новые отношения со школой, формирование нового уклада жизни школы и ее взаимодействия с родителями учащихся Первоочередные задачи для региональной проектной группы
Работа на семинаре 1 группа – здоровьесбережение и талантливые дети (Ушакова Е.Г., региональные консультанты) 2 группа – инфраструктура и самостоятельность школ (Шадрина Н.М., Грехов А.В., региональные консультанты) 3 группа – ФГОС и учитель (Горохов С.В., региональные консультанты)