Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированного на современные результаты
Субъекты образовательной политики в системе оценке качества образования Система оценки качества образования есть институциональный механизм (со своими нормами, правилами, действующими лицами), обеспечивающий граждан, общество и государство информацией об уровне социализации подрастающего поколения. Задача оценки решается сбором и анализом (административным, экспертным, общественным) результатов учащихся, их достижений и проявлений социально значимой активности.
Основная цель (миссия) общего среднего образования -способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально- культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. (Из концепции модернизации российского образования)
Сквозные цели (результаты) ФГОС Инициативность Уверенность в себе Порядочность Патриотичность Готовность к жизни в высокотехнологичном обществе Готовность к жизни в конкурентном обществе Вовлеченность в исследовательские проекты Вовлеченность в творческие занятия Владение технологиями, которые пригодятся в будущем Способность творчески мыслить и находить нестандартные решения Способность изобретать Способность понимать и осваивать новое Способность выражать собственные мысли Способность самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их Способность умело реагировать на разные жизненные ситуации Способность формулировать интересы и сознавать возможности Установка на продолжение образования в течение всей жизни Укрепление своего здоровья
О смысленное и ответственное построение личной жизненной траектории Социальное действие и моральное поведение Здоровье и безопасность 8
«…проращивание, культивирование деятельности изнутри…» Какой деятельности и чьей? ФГОС ( общенациональный заказ ) учредитель (муниципальный заказ) социум (УС ОУ) родители (социальный заказ) школьники (персональный заказ) ОУ (учителя-«медиумы»)
Концепция системы оценки качества ООО Оценка индивидуальных учебных достижений Экспертная оценка содержания и реализации ООП Оценка образовательной среды Оценочная деятельность встраивается в учебную деятельность учащегося ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ В ВЫСТРАИВАНИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Формирование оценочной компетентности самого учащегося = становление субъекта собственной образовательной деятельности
Тройная перспектива оценивания 1. Социализация и индивидуальный образовательный прогресс ребенка 2. Социализация и социокультурный прогресс детско-подросткового сообщества (метасистемный подход) 3. «Большое общество»: социокультурный и социально-экономический прогресс места проживания, региона, страны ===================================== Качественная оценка необходимых для этого условий и ресурсов (кадровых, нормативно-правовых, материальных…) Расширение пространств социализации и публичного самопредъявления подростков
Диалог общества и образования об оценке качества: Предмет диалога Феномен «современного образования» и особенности его отражения: - в общественном сознании; - в профессиональном сознании; -в ученическом сознании Медийное пространство диалога Управление качеством невозможно без постоянного диалога о нем
Наше общество (общества) и его (их) представления о качестве (школьного) образования Какие логики пересекаются (сталкиваются) в общественном сознании? Исключительная важность обсуждения аргументов традиции и модерна
Проблематика результатов образования: Ключевой вопрос эффективности образования: какие образовательные результаты обеспечивают наиболее успешную социализацию? Проблема в том, что набор образовательных результатов невозможно установить раз и навсегда – условия социализации меняются. Но и добавлять к существующим бесконечное число новых – бессмысленно. Более того: в разных социокультурных условиях одни и те же результаты достигаются по-разному. Ответы на эти вопросы лежат за пределом собственно педагогического пространства Эврика,. А.И., научный руководитель15
Результаты образования Сквозные метапредметные (всевозрастные) Умею учиться Умею взаимодействовать Умею работать с информацией Уровневые предметные (всепредметные) 1. Умею действовать по образцу 2. Умею применять способ действия в аналогичной ситуации 3. Умею преобразовывать способ действия
Индивидуальный результат, но сопоставимость при оценке качества
Последовательность проектирования СОК Методология определения результатов. Методология проектирования инструментов обнаружения результатов и их оценки. Методология проектирования образовательных программ для учащихся и подготовки учителей. Методология ресурсного обеспечения реализации образовательных программ. Методология оценки качества образования. Эврика, А.И., научный руководитель18
Комплексность СОК (предварительное замечание) Эврика, А.И., научный руководитель19 Связь качества и финансирования (бюджетирование по результату), связь результатов и оплаты труда, связь общественного управления и системы оплаты труда. Комплексной рамкой может стать муниципальное задание школе – определение объема в соответствии с ФГОС, показателей качества – в соответствии с ФГОС и СОК.
Требования к инструментарию оценки результатов качества образования учащихся ОШ - внешняя комплексная оценка образовательных учреждений, -мониторинговые исследования и итоговая (государственная) аттестация, - оценка условий реализации ООП и муниципального задания - мониторинговые исследования в определенных ключевых точках общего образования, по важным аспектам реализации ФГОС ОО; - итоговая (государственная) аттестация в 9-м классе; - государственная аккредитация ОУ; - аттестация педагогических кадров. Эврика, А.И., научный руководитель20
Требования к инструментарию оценки результатов качества образования учащихся ОШ Инструментарий уровня ученика Инструментарий уровня учителя Инструментарий уровня администрации - самооценка; - критериальная основа; - рефлексия; - действия ученика по запросу на экспертную оценку взрослого - формирующее оценивание - оценка индивидуального прогресса учащегося - стартовая оценка -итоговая оценка (комплексный и интегративный характер) -оценка рабочих программ Эврика, А.И., научный руководитель21
Требования к инструментарию оценки результатов качества образования учащихся ОШ - проводятся международные и общероссийские мониторинговые исследования качества образования; - разрабатываются контрольно- измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов; - разрабатывается и принимается нормативно-правовое обеспечение системы оценки качества основного общего образования. Эврика, А.И., научный руководитель22
Благодарю за внимание!