Система оценки качества образования: школьный уровень Материалы работы группы г. Краснодар 14 мая 2012 г.
Образовательные результаты Содержание оценки Индикаторы результатов Субъекты и инструменты оценки Требования к системе оценки Предметные результаты Зуны, их использование учащимися в учебной и внеучебной деятельности. Учитель: Контрольно- измерительные материалы в соответствии с УМК (по новым ФГОС). Ученик: самооценка учебных достижений по определенным критериям, взаимооценка. Родители: наблюдение учебных достижений ребенка. Администрация ОУ: анализ динамики учебных достижений учащихся, посещаемости занятий по результатам внутри- школьного самообсле- дования. Расширить инструмент оценки. Только ЕГЭ и КДР недостаточно. Измерение творческого компонента деятельности, оценка практической применимости знаний (вариант PISA). Соответствие оценочного инструментария выбранному уровню обучения. Обеспечение электрон- ного формата мониторин- га результатов. Создание единой информационной базы данных. Соотнесение показате- лей, запрашиваемых краем,муниципалитетами, школой.
Образовательные результаты Содержание оценки Индикаторы результатов Субъекты и инструменты оценки Требования к системе оценки Метапред- метные результаты Учебная самостоятельность, способность работать с информацией коммуникативные умения, способность деятельностного целеполагания. Учитель: уровневая оценка исследовательских и творческих работ учащихся, выявление уровня самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности; активности участия в дискуссиях с использованием экспертных карт. Использование учебных кейсов. Ученик: заполнение собственного портфолио с позиции самоанализа достижений. Необходимо конкретизировать требования к метапредметным результатам. Необходимы доступные учителям критерии и простые в использовании инструменты для оценки компетентностей. Обеспечение элект- ронного формата мониторинга результатов с дальнейшей возможностью агрегации данных на краевом уровне.
Образовательные результаты Содержание оценки Индикаторы результатов (как проявляется) Субъекты и инструменты оценки Требования к системе оценки Личностные результаты Социальная активность, инициативность и ответственность, овладение учащимися социальными и правовыми нормами поведения. Учитель: наблюдение за поведением учащихся по экспертным картам, анализ участия учащихся в социальных проектах, решения социальных кейсов. Учащиеся: социометрические процедуры, самооценка. Психологи: личностное тестирование Родители: Наблюдение за поведением учащихся, беседа, Необходимо конкретизировать требования к личностным результатам. Необходимы понятные учителям критерии и простые в использовании инструменты для оценки личностных показателей.
Критерии качества образования Содержание оценки Индикаторы результатов (как проявляется) Субъекты и инструменты Требования к системе и инструментам оценки Удовлетворен- ность потребителей образователь- ной услуги (учащихся, родителей) результатами Позитивное отношение к образовательном у учреждению, востребованность ОУ, динамика движения контингента учащихся, степень развития социального партнерства ОУ. Учитель и администрация ОУ: Опросы, анкетирование родителей и учащихся, использование сети Интернет для дистанционного общения и выявления образовательных потребностей учащихся и родителей, соответствия результатов потребностям. Повышение доступности инструмента оценки качества для педагога. Расширение участия родителей и обучающихся в оценке удовлетво- ренности образовательным процессом и его результатами. Электронные сайты образовательных учреждений, доступные общественности.
Критерии качества образования Содержание оценки Индикаторы результатов (как проявляется) Субъекты и инструменты Требования к системе и инструментам оценки Социализация, конкурентно- способность учащихся Участие в деятельности ученического самоуправления, компетентное социальное поведение, освоение социальных ценностей и их реализация в деятельности и поведении, ответственность, социальная мобильность, участие в социальных мероприятиях, олимпиадах. Учитель: оценка участия учащихся в дискуссиях, дебатах, оценка активности и социальной деятельности учащихся с помощью наблюдения и экпертных карт. Ученик: заполнение собственного портфолио с позиции самоанали- за достижений. Родители: наблюдение. Установление четких критериев оценки. Желательно уровневая система. Инструмент доступный для педагога и родителей. Участие учащихся в самооценке (инструмент для ребенка, кроме портфолио). Использование ситуаций (социальных кейсов) в оценке ребенка.