Модернизация финансово- экономических механизмов введения ФГОС Р.В. Селюков – первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»
Модернизация I)усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества; II)историософское значение макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу традиционного обществамодерному обществу
Что модернизируем в финансах и в экономике образования в связи с введением ФГОС? Механизмы финансирования (включая способы расчета объема ассигнований через Г(М)З) Механизмы расходования средств (включая СОТ) Основания: -смена содержания образования: содержание образование больше не равно содержанию учебных предметов; -установление требований к образовательным результатам, ООП и условиям их реализации
Экономика 1 ступени общего образования Основные характеристики: Дети осваивают учебную деятельность Дети работают внутри сообщества класса Доформирование учебной деятельности происходит во внеурочной деятельности Механизмы финансирования: -Норматив связан со средней зарплатой в экономике региона -Соотношение количества учителей/учеников = 1/15 - город (1/9 – село) -Соотношение ФОТуч/ФОТ проч=80/20 -В муниципальном задании определены параметры расчета стоимости содержания имущества (включая приобретения изношенного имущества)
Экономика 2 ступени общего образования (подростковая школа) Основные характеристики: Деятельность - самоидентификация, деятельность, обеспечивающая выбор, пробу, рефлексию. Дети работают в разных клубных пространствах Дети проектируют разные программы (в том числе и свои индивидуальные учебные планы, которые становятся предметом оценки в рамках итоговой аттестации в 9 классе) Механизмы финансирования: -Норматив связан со средней зарплатой в экономике региона -Соотношение количества учителей/учеников = 1/10 - город (1/9 – село) -Соотношение ФОТуч/ФОТ проч=60/40 -Доля средств на приобретение услуг в сторонних организациях (примерно 20-30% от ФОТ) -В муниципальном задании определены параметры расчета стоимости содержания имущества (включая приобретения изношенного имущества)
Экономика 3 ступени общего образования (старшая школа) Основные характеристики: Деятельность – ответственное действие по собственному замыслу (в т.ч. Реализация ИОП). Дети работают в соответствии с ИОП. Дети проектируют свое будущее. Важен опыт успешной социальной (в т.ч. профессиональной) пробы. Предмет итоговой аттестации – способность успешно продуктивно действовать в неучебных средах в ситуациях высокой степени неопределенности Механизмы финансирования: -Норматив связан со средней зарплатой в экономике региона -Соотношение количества учителей/учеников = 1/15 - город (1/9 – село) -Соотношение ФОТуч/ФОТ проч=60/40 -Школа должна (или может?) реализовывать программы проф.подготовки (компетенция в альтернативу квалификации) -В муниципальном задании определены параметры расчета стоимости содержания имущества (включая приобретения изношенного имущества)
Противоречия, требующие институционального урегулирования Финансирование образования: Требования стандартов установлены - значит обязательные. Финансирование устроено в объеме имеющихся у региона средств, а не исходя из соблюдения требований. Институциональное регулирование: -Формирование новых методик расчета нормативов затрат на услугу в соответствии с требованиями ФГОС (финансирование условий + финансирование функционирования); -Формирование новых порядков расчета объемов ассигнований на образование в региональном бюджете (снизу вверх, исходя из факта оказываемых услуг)
Противоречия, требующие институционального урегулирования Финансирование образования: Норматив финансирования рассчитан не исходя из того, какой спецификой обладает деятельность школы, внедряющей ФГОС Институциональное регулирование: -Учебный план и внеурочная деятельность обеспечивают реализацию ООП, значит в основе расчета регионального норматива это должно быть учтено. -Обеспечение взаимосвязи величины регионального норматива со средней зарплатой в экономике региона.
Противоречия, требующие институционального урегулирования Экономика образования: Характер планирования объема средств и характер расходования средств не соответствуют друг другу. Например: региональный норматив дается на 1 ученика, а деньги расходуются через ученико-час. Институциональное урегулирование: Переработка НПА по НПФ и НСОТ
Организационные рамки институциональных преобразований Реализация МРСО (проект по модернизации региональных систем общего образования) – г.г. Разработка и реализация региональных планов мероприятий («дорожных карт»), обеспечивающих изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки – 2013 – 2018 г.г.
Решения по модернизации финансово- экономических механизмов в образовании должны быть комплексными Нельзя преобразовывать только механизмы финансирования, не модернизируя экономические механизмы Нельзя выстраивать систему механизмов только на отдельных ступенях образования Нельзя выстраивать финансово-экономические механизмы без опоры на содержание деятельности в ОУ, без опоры на систему оценки качества образования, без расширения участия общественности в управлении образования, без повышения самостоятельности ОУ, без развития сети ОУ