Управление Управление институтами или ручное управление? В связи с частным характером многих глобальных управленческих задач сегодня возникает соблазн перехода к ручному управлению. 10 лет выращивания принципа самостоятельности как основы управления в сфере образования под угрозой
Ресурсы Качество Г(М)З N N Региональные Муниципальные
Регион Муници- палитет Органи- зация Сторон- ние органи- зации -Кадровая модернизация -Зарплата и учебные расходы -Имущество -Кадровая модернизация -Зарплата -Имущество, в т.ч. земля -Кадровая модернизация -Зарплата и учебные расходы -Имущество -Кадровая модернизация -Финансовые ресурсы -Имущество Субсидии, субвенции, дотации Субсидии Оплата работ по договорам, пожертвования
1. Натуральное усиление вертикали Огосударствление школ «Продавливание» полномочий (соглашения, дорожные карты) «Окрашивание» ресурсов Дотации с показателями Региональные фонды Поддержка муниципалитетов Поддержка школ
2. Делегирование полномочий Ключевой принцип – принцип самостоятельности Школа – самостоятельна в: -создании и реализации ООП ступеней -формировании штатных расписаний -… Муниципалитет – самостоятелен в: ??? Субъект РФ – самостоятелен в: ???
-Региональный норматив и норматив на реализацию Г(М)З; -Отсутствие источника финансирования выплат за квалификационные категории; -Связь регионального подушевого норматива с величиной средней заработной платы в регионе;
-Эффективный контракт; -Реорганизация неэффективных организаций; -Доведение средней зарплаты педагога до уровня средней по региону ЗП
Как обнаружить взаимосвязь между объемами ассигнований в сферу образованием и качеством образования? Как управлять качеством образования?
I.Итоговая аттестация 11 класс Итоговая аттестация 9 класс Мониторинг в 1, 4, 5, 7, 9, 10 и 11 кл. II. Аттестация учителей III. Аккредитация, лицензирование Единая база данных
» Доля ОУ, в которых предусмотрено деление ФОТ на базовую и стимулирующую части (около 90%) » Доля учителей начальных классов, по мнению которых система оплаты труда учитывает требования ФГОС (от числа принявших участие в опросе) – 27 % » Доля образовательных учреждений, в которых система оплаты труда построена с учетом требований ФГОС - 25% » Корреляция – 0,92
Существуют значимые корреляции между показателями: «учитель реализует требования ФГОС» и «Система оплаты труда в ОУ соответствует требованиям ФГОС 0,62 «учитель реализует требования ФГОС» и «учителя считают, что оплата труда в ОУ соответствует требованиям ФГОС - 0,55 Реализацией требований ФГОС и размером стимулирующей части 0,39 Вывод: существует не только взаимосвязь, но и понимание взаимосвязи оплаты и качества работы педагога. Модератор – фактор инициативности?
В среднем по стране Доля ОУ, в которых доля стимулирующей части за 1 полугодие 2012 года составляет более 20% – 42% Разброс: от 2, 6 до 86% (Тюменская область, Краснодарский край и т.д.) В большей части регионов (в 50 из 82) ОУ, в которых стимулирующая часть превышает 20%, находятся в меньшинстве
» Учет в базовой части оплаты труда использования учителем современных технологий преподавания- в 32% ОУ в среднем по стране (от 9% до 56%). » Учет в базовой части оплаты труда применения учителем инструментов оценки метапредметных результатов – в 20,88% ОУ в среднем по стране (от 0,26% до 51%). Вывод: педагогам не платят за трудоемкую работу, отвечающую современным требованиям
В «Положениях об оплате труда» есть пункт Взаимосвязь размера стимулирующей части и индивидуального прогресса детей в классе – в 59% ОУ в среднем по стране (от 15% до 81%) Учет в базовой части оплаты труда применения учителем инструментов оценки индивидуального прогресса детей в 23%ОУ в среднем по стране (от 0,26% до 51%). Вывод: индивидуальный прогресс оценивается по отметкам или «на глаз». Можно предположить, что метапредметные результаты не становятся параметрами оценки индивидуального прогресса.
» Учет в базовой части оплаты труда использования учителем современных технологий преподавания- в 32% ОУ в среднем по стране (от 9% до 56%). » Доля учителей начальных классов, реализующих ФГОС – 26%
» Учет в базовой части оплаты труда применения учителем инструментов оценки метапредметных результатов – в 20,88% ОУ в среднем по стране (от 0,26% до 51%). » Доля учителей начальных классов, реализующих ФГОС – 26%
Среднее количество часов в год неурочных занятий Доля «не- уроков» от общего количества часов в год Доля ОУ, где не менее 20% часов на неурочные формы по 4-м предметам Математика9,727,35%20,59% Русский8,755,77%16,65% Изо4,8915,53%19,25% Музык5,5017,53%22,33% Интегрированны е занятия 6,69%
» Доля учителей начальных классов, указывающих в рабочих программах неурочные формы работы – 32% » Доля ОУ, где во вторых классах не менее 20% учебных часов (математика, русский, изо, музыка) распределены на неурочные формы занятий – 6, 26% Вывод: даже если указываются неурочные формы работы, то в очень малом количестве Доля общеобразовательных учреждений, в которых во вторых классах не менее 20% учебных часов распределены на неурочные формы занятийДоля общеобразовательных учреждений, в которых во вторых классах не менее 20% учебных часов распределены на неурочные формы занятий Доля общеобразовательных учреждений, в которых во вторых классах не менее 20% учебных часов распределены на неурочные формы занятийДоля общеобразовательных учреждений, в которых во вторых классах не менее 20% учебных часов распределены на неурочные формы занятий Доля общеобразовательных учреждений, в которых во вторых классах не менее 20% учебных часов распределены на неурочные формы занятийДоля общеобразовательных учреждений, в которых во вторых классах не менее 20% учебных часов распределены на неурочные формы занятий
Ключевые показатели по ДФО: Средняя заработная плата учителей за 2012 год31 744,4 руб. Средняя заработная плата в январе 2012 г ,8 руб. Средняя заработная плата в декабре 2012 г ,5 руб. Прирост заработных плат за год+ 54%
Средняя заработная плата за 2012 г., руб.
Средняя заработная плата учителей ОУ, руб. 1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал Прирост за 2012 год ЯнварьМартИюньСентябрьДекабрь В среднем по ДФО % Магаданская область % Республика Саха (Якутия) % Чукотский автономный округ % Амурская область % Сахалинская область % Еврейская автономная область % Камчатский край % Приморский край % Хабаровский край %
Средняя по ДФО нагрузка учителя по основной должности – 1,50 ставки Средняя по ДФО нагрузка учителя с учетом внутреннего совместительства – 1,40 ставки Средняя нагрузка по ДФО – 1,50 ставки
100% - ФОТ учителей..% - доля стимулирующей части в ФОТ ЯнвФевМартАпрМайИюньИюльАвгСентОктНоябДек 14,1%16,3%16,4%16,9% 11,6%9,2%10,3%14,9%15,8%16,3%29,1% В среднем по ДФО Динамика доли стимулирующих выплат в ФОТ учителей по ДФО в 2012 году:
Среднемесячная начисленная зар. плата работников организаций в целом по экономике субъекта РФ за 2011 г. (по данным Госкомстата) Средняя заработная плата учителей в декабре 2012 г. Фактическое соотношение зар. платы учителей с зар. платой по экономике Плановое соотношение (обязательств о на 4 квартал) Выполнение обязательств (отклонение от плана) Амурская область , ,31138%100%+ 38% Еврейская автономная область , ,17142%106%+ 36% Камчатский край , ,41122%108%+ 14% Магаданская область , ,54173%103%+ 69% Приморский край , ,21118%102%+ 16% Республика Саха (Якутия) , ,74188%100%+ 88% Сахалинская область , ,31156%100%+ 56% Хабаровский край , ,29135%100%+ 35% Чукотский автономный округ , ,4199%100%+ 99%
Средняя начисленная заработная плата учителей в ДФО за 2012 г. – ,4 руб. В конце года средняя начисленная заработная плата учителей в ДФО составила ,5 руб. (декабрь 2012 года) Прирост средней заработной платы за год (декабрь/январь) + 54% Максимальные средние зарплаты: в Чукотском автономном округе, Магаданской области, Сахалинской области. Минимальные зарплаты учителей – в Еврейской автономной области. Средняя по ДФО нагрузка учителя по основной должности – 1,50 ставки. Средняя по ДФО нагрузка учителя с учетом внутреннего совместительства – 1,40 ставки Максимальная нагрузка учителя - в Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе, Сахалинской области. Средняя доля стимулирующих выплат в ФОТ учителей по ДФО – 15,6% в среднем по году, а в декабре – 29,1%. Все субъекты ДФО выполнили обязательства по соотношению средней заработной платы учителей в декабре 2012 года к средней заработной плате по экономике в 2011 году. Среднее соотношение составило 152%