Обеспечение нового качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО Морозова Т.В., эксперт Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям: – содержательной насыщенности, – трансформируемости, – полифункциональности, – вариативности, – доступности (в том числе для детей с ОВЗ) – безопасности Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы, соответствующие требованиям ФГОС ДО Достижение качества через создание образовательных условий:
Для ребенка характерно устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. Целевые ориентиры дошкольного образования
Способность ребенка к фантазии, воображению проявляется в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам. Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Дети могут видоизменять ранее усвоенные образцы движений, движения приобретают произвольный характер. Целевые ориентиры дошкольного образования
«Социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности...» Л.С. Выготский
Значение позиции взрослого Результаты классических исследований: Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, З.Фрейд, Э.Эриксон и др. М.Боуэн, А.Я.Варга, К.Витакер, В.Сатир и др. В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.А.Сухомлинский, А.Н.Тубельский, Д.Б.Эльконин и др.
Ж.Пиаже. Моральное развитие ребенка - чувство справедливости – «опыт отношений равенства и обоюдности» с значимым взрослым. М.Вертгеймер. Продуктивное мышление. Тесная взаимосвязь интеллекта и эмоциональных реакций. Э.Фромм. Душа человека. Ее способность к добру и злу. Л.С. Выготский. «Все дело в том: кто мыслит, какую роль, функцию в личности выполняет мышление».
«К вопросу о динамике детского характера» Л.С. Выготский. У ребенка развиваются те способности и формируются те черты личности, которые находят пространство для своей реализации; и, напротив, остаются в неактуализированном состоянии те механизмы, которые оказываются ненужными в реальной жизни. Взрослый «отбирает» и «закрепляет» определенные формы поведения, эмоционального реагирования, мышления, которые постепенно «врастают» в личность ребенка, образуя ее сущность.
Результат ребенка Результат «социального взрослого»
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров
Ситуации, структурно предполагающие взаимодействие сторон в неравных позициях (врач-пациент, учитель-ученик и т.п.). Сильная-и- слабая позиции. «Благоприятные» условия для скатывания поведения с ролевого уровня к решению своих личных проблем. (Ф.Зимбардо). Профессионализм. руководитель учреждения, который устраивает «к себе» на работу своих близких в ущерб качеству деятельности; врач, который назначает лечение, исходя из своих финансовых выгод, а не из объективных нужд пациента; Характеристика социальной ситуации учреждения
Т.Парсонс, Б.Шварц и др. Регуляция нормативного поведения в социуме: Первая стратегия - создание новых правил, формирование списка подробных методик, задача, которых – гарантировать, что люди в своих социальных ролях будут вести себя надлежащим образом. Вторая стратегия – выстраивание системы поощрения таким образом, чтобы людям было выгодно действовать в рамках правил.
«Самая ценная и главная добродетель, которую только можно воспитать в гражданах - нравственная воля поступать правильно». Аристотель