Центр универсальных программ Тел. (495) Эл.почта: Типенко Н.Г. Эффективные финансово-экономические механизмы реализации самостоятельности школ Пенза 10 сентября 2013
ПОКАЗАТЕЛИ Развитие самостоятельности школ ( выполнение задач, поставленных в 2011 году) Рост количества общеобразовательных учреждений, перешедших на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, до значения до 90 %; Рост количества негосударственных общеобразовательных учреждений, которым обеспечен доступ к бюджетному финансированию по нормативу - до 50% ( факт 56%); Рост количества общеобразовательных учреждений, ставших бюджетными учреждениями, с 0 до 50 %, а также автономными учреждениями - до 15 %, до 2014 года; Задача выполнена: доля бюджетных учреждений (от общего числа государственных (муниципальных) образовательных учреждений общего образования) составила 64,91 %. доля автономных учреждений (от общего числа государственных (муниципальных) образовательных учреждений общего образования) составила 5,2 %; 2
ПОКАЗАТЕЛИ Развитие самостоятельности школ ( выполнение задач, поставленных в 2012 году) Формирование правовых условий, обеспечивающих равный доступ граждан к бесплатному общему образованию вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности учреждения, в т.ч. в негосударственных общеобразовательных учреждений.( доля негосударственных общеобразовательных учреждений, которым обеспечен доступ к бюджетному финансированию по нормативу составила 56%). Совершенствование практики нормативного подушевого финансирования на основе разработки и реализации механизма определения регионального норматива финансирования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС. (доля общеобразовательных учреждений перешедших на НПФ по субъектам Российской Федерации составила 87,75 %, что по сравнению с прошлым годом больше на 2 %.) Обеспечение нормативных, правовых, организационных и финансовых условий для перехода общеобразовательных учреждений в новый статус бюджетных и автономных. (Доля бюджетных учреждений (от общего числа государственных (муниципальных) образовательных учреждений общего образования) составила 64,91 %. доля автономных учреждений (от общего числа государственных (муниципальных) образовательных учреждений общего образования) составила 5,2 %. 3
4 Закон РФ «Об образовании» от ФЗ РФ от ФЗ «Об образовании в РФ» Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по разработанным ими образовательным программам.
5
6
7
Успех и « неуспех» развития самостоятельности школ Самостоятельность в формировании программы; Самостоятельность в формировании штатов; Самостоятельность в выборе системы оплаты труда; Самостоятельность в определении порядка стимулирования; Введение управляющих советов; Возможность перевода в Автономные организации. 8
9 Двойственность оценки реформ с точки зрения самостоятельности школ Успешность Рост заработной платы; Улучшение качества педагогического состава. Новые системы оплаты труда. Развитие финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений Финансирование по нормативу; Введение образовательных стандартов, вариативность обучения.; Улучшение материально-технической оснащенности образовательных учреждений. развитие автономности учреждений Неуспех Рост «бюрократической» нагрузки на учреждение; Ограничение финансово- хозяйственной самостоятельности ( план финансово-хозяйственной деятельности); Отсутствие дополнительного финансового обеспечения вводимых стандартов ; Принятие несбалансированных и финансовонеобеспеченных решений Ограничение «свобод» автономных организаций
10
11
12 Статистика изменений системы образования
Динамика средней начисленной заработной платы работников образовательного учреждения в 2012 году по федеральным округам и в среднем по РФ
14 Возможности выполнения Указов Президента о повышении зарплаты учителей ( февраль 2013г.) Процент увеличения з/п учителей в феврале 2013 года, необходимый для достижения средней з/п по экономике ( прогноз декабрь 2012 года) Количество регионов до 10%4 от 10% до 20%22 от 20% до 30%31 от 30% до 40%11 от 40% до 50%5 свыше 50%10
15 Доля субсидии из федерального бюджета на модернизацию региональных систем общего образования ( Распоряжение правительства 1064-р от 21 июня 2011г.) в расходах на заработную плату школ субъектов РФ в 2011 году ( выборочно) г. Москва 0,41% Ямало-Ненецкий АО 0,48% Томская область 5,06% Курская область 5,14% Чеченская Республика 13,22% Краснодарский край 22,14% Новгородская область 23,93% Российская Федерация, в среднем 5,95%
16 Регионы с межмуниципальной дифференциацией заработной платы учителей выше 15% ( октябрь 2011г.) Оренбургская область15.14%Тюменская область19.19% Самарская область15.49%Калужская область19.92% Забайкальский край15.79%Республика Коми20.11% Хабаровский край16.05%Ненецкий АО20.36% Пензенская область16.47%Приморский край20.41% Иркутская область16.48%Свердловская область20.49% Мурманская область17.47%Томская область21.16% Камчатский край17.52%Республика Бурятия21.89% Республика Дагестан18.14%Сахалинская область23.48% Рязанская область18.20%Красноярский край24.93% Челябинская область19.06%Костромская область25.17% Республика Тыва19.07%Амурская область40.24%
17 Механизмы реализации 1.Разграничение бюджетных полномочий – введение образовательных субвенций на выполнение основных образовательных программ; 2.Нормативно-подушевой принцип формирования бюджетных расходов; 3.Определение стандарта в образовании – как гарантируемого минимума ответственности бюджета; 4.Создание механизма учета особенностей потребителей образовательных услуг – учащихся, для повышения качества образования; 5.Создание системы индикаторов для мониторинга эффективности, доступности и качества образования; 6. Перевод бюджетных учреждений в автономные как мера снижения субсидиарной ответственности.
18 Финансово-экономические механизмы (ФЭМ) Действовавшие ФЭ механизмы Нормативно-подушевое финансирование (Закон «Об образовании»1992г.) Государственное финансовое обеспечение выполнения основных общеобразовательных программ ( субвенция с уровня субъекта на муниципальный уровень)ФЗ123, ФЗ95(2003г.) Введение НСОТ ( ПП583) Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти ( ПП 322) ФЭ механизмы ФЗ 83 Переход от финансирования учреждений к финансированию услуги определенного объема и качества; Переход от сметы к финансовому обеспечению задания через субсидии; Закрепление отношений учредитель- учреждение через задание об оказании услуг и соглашение о величине субсидии на его выполнение; Введение контроля за регламентом оказания услуг и качеством услуг
Динамика среднего соотношения учитель-ученик в сельских и городских общеобразовательных учреждениях в целом по РФ ( гг.)
Выводы Самостоятельность не нашла полного отражения в показателях мониторинга Самостоятельность – комплексный показатель « здоровья» системы общего образования Самостоятельность - резерв повышения эффективности в системе образования