«Управление реализацией «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования и науки: ключевые вызовы и компетенции руководящих работников в сфере общего образования» А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Проблематика развития системы образования -Направления модернизации: -Содержание образования -Организационно-финансовые механизмы -Оценка качества и результативности -Общественное управление -Информатизация
Повышение квалификации Кризис способов и результатов – на материале введения ФГОС Децентрализация системы повышения квалификации Аттестационные процедуры Связь с заработной платой работников Проектный характер ПК
Ключевая экономическая проблематика – развитие представлений о результатах и качестве образования
Управление реализацией «дорожных» карт в общем образовании
ДВЕ задачи «ДК»: -Введение федеральных государственных образовательных стандартов. -Введение эффективного контракта в общем образовании
Задача 1. Введение ФГОС ОО Эффективная модель: А) Выстраивание РСОКО, ориентированную на ФГОС ступеней ОО, институционально увязанную с ресурсами (НПФ, НСОТ, Г(М)З, повышение квалификации, закупки и др.) Свойства РСОКО: операциональность, опора на требования ФГОС ступеней ОО, разведение контроля и оценки, передача оценочной функции во внешние структуры, электронная БД, унификация и снижение объемов отчетности. Б) «Ужесточение» аттестации В) Конкурентный рынок услуг повышения квалификации Г) Обустройство и поддержка школьных практик (в том числе в негосударственных ОУ), в которых реализуются все требования стандарта. Появление «регионального чуда» - уникальной практики.
Задача 2. Введение эффективного контракта в общем образовании
Эффективный контракт Эффективный контракт – система трудовых и экономических отношений между работодателем и работниками. Эффективный контракт – легитимизованная система оплаты труда, обладающая рядом особых свойств. Свойства: 1) Уровень ЗП основных работников – конкурентноспособен!!! ЗПср. (осн.раб.) ЗПср.(целевое значение) 2) Зависимость ЗП работника от количества и качества труда 3) Показатели качества труда основных работников коррелируют с показателями качества реализации услуги (Г(М)З)
1)ЗПср. (осн.раб.) ЗПср. (целевое значение) 2) Колич./Кач. труда Размер ЗП 3) СОК труда осн. раб. СОКуслуг (ГМЗ) ФГОС ОО СОКО ФОТст. Аттестаци я ЕКС Интенсивност ь (количество детей, детские результаты) Сложность программы?? Приоритетнос ть программы?? Г(М)З Положение о СОТ НПФ, Региональны й норматив НПФ, Региональны й норматив Муниципальны й норматив Договор с работнико м Договор с работнико м Проф.стандар т ???? Проф.стандар т ????
Детские интегральные результаты и функционал учителя определяют принципы формирования ЗП учителя на ступени Управление реализацией «дорожных» карт в общем образовании
Управление реализацией «дорожных» карт в дошкольном образовании
Три задачи «ДК» для ДОО: -Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. -Ликвидация очередности в ДОО -Введение эффективного контракта в дошкольном образовании
Дошольное образование
Аналитика «дорожных карт» субъектов РФ ПФО
В большинстве субъектов предусмотренные в Дорожных картах инструменты сокращения очереди в ДОУ не закрывают полностью прогнозируемую потребность в местах в ДОУ к 2018 году. (Исключения: Оренбургская область, Республика Марий Эл, Чувашская Республика) * В дорожных картах многих субъектов не предусмотрено финансовое обеспечение части инструментов (особенно часто это касается инструментов сокращения очередности в ДОУ за счет увеличения числа мест в группах кратковременного пребывания и расширения альтернативных форм дошкольного образования) * Средняя стоимость создания 1 места в новом построенном ДОУ по всем субъектам ПФО по данным Дорожных карт составляет 863,4 тыс. рублей (см. таблицу далее) Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях. Тенденции.
Расчетная средняя стоимость создания 1 места в новых ДОУ по данным Дорожных карт субъектов ПФО Субъект РФ 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Кировская область323,3700,0750,0 Оренбургская область769,5 Пермский край1 095,9643,9 Республика Башкортостан175,8737,2643,7738,8752,7797,0 Удмуртская Республика873,1913,3963,7881,0920,6985,9 Пензенская область581,8299,6642,6 Республика Марий Эл1 216,9552,8624,0 Республика Мордовия1 440,39 556,02 435,5 Республика Татарстан463,8 Самарская область244,9623,0540,0785,0847,0292,5 Саратовская область400,7444,2496,6938,4 Ульяновская область280,4597,3596,7 Чувашская Республика283,4462,3
Объем запланированных инструментов превышает реальную потребность субъекта в местах в ДОУ: Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Ульяновская область. * Не предусмотрено финансирование на реализацию части инструментов сокращения очереди в ДОУ: - за счет увеличения числа мест в группах кратковременного пребывания: ни в одном субъекте ПФО - за счет расширения альтернативных форм дошкольного образования: Оренбургская область, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Саратовская область. - создание дополнительных мест в функционирующих дошкольных образовательных организациях (реконструкция): Кировская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия. - возврат и реконструкция ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций: Кировская область, Оренбургская область, Республика Марий Эл. - реконструкция с увеличением мощности дошкольных образовательных организаций: Кировская область, Республика Марий Эл Риски невыполнения обязательств и случаи некорректного проектирования Дорожных карт
В части субъектов финансовое обеспечение вновь создаваемых мест в дошкольных образовательных организациях не разбито на статьи (создание новых ДОО, реконструкция, возврат ранее переданных или реконструкция с увеличением мощности): Республика Башкортостан, Пензенская область, Удмуртская Республика, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Чувашская Республика. * Во всех субъектах затраты на создание 1 дополнительного места в ДОУ за счет одного и того же инструмента меняются из года в год, что требует дополнительного обоснования со стороны субъекта либо свидетельствует о необоснованном приведении цифр финансового обеспечения. * В части субъектов затраты на создание 1 дополнительного места в новых построенных ДОУ значительно ниже ориентировочных 700 тыс. руб. на 1 место, что свидетельствует о риске невыполнения обязательства (Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Самарская область, Саратовская область, Чувашская республика, Ульяновская область) Риски невыполнения обязательств и случаи некорректного проектирования Дорожных карт
Доведение заработных плат педагогических работников образовательных организаций общего образования к среднемесячной заработной плате в субъекте РФ 100% - плановое соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования и среднемесячной заработной платы в субъекте РФ на годы. По итогам 1 полугодия 2013 года только 7 субъектов Приволжского федерального округа выполняют данное обязательство по 100% соотношению: Пермский край, Нижегородская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Самарская область, Саратовская область. Субъекты РФ в «группе риска»: Республика Мордовия, Пензенская область, Ульяновская область, Удмуртская Республика (текущее соотношение в диапазоне 97,3% - 99,4%) Субъекты РФ «отстающие»: Оренбургская область, Кировская область, Республика Марий Эл (текущее соотношение в диапазоне 91,3% - 91,6%). См. таблицу далее
Чувашская Республика18 503, ,93103,3 Субъект РФ Средняя заработная плата в субъекте Российской Федерации за 1 полугодие 2013г. (по данным Росстата) Средняя начисленная заработная плата педагогических работников общеобразователь ных учреждений с начала 2013 г. по июнь 2013г. Соотношение средней начисленной заработной платы педагогических работников ОУ и средней заработной платы по Субъектам Федерации за 1 полугодие 2013г. Кировская область18 277, ,6791,4% Нижегородская область22 535, ,21108,3% Оренбургская область20 668, ,9991,3% Пензенская область19 419, ,0998,3% Пермский край23 392, ,84110,5% Республика Башкортостан21 653, ,87105,7% Республика Марий Эл17 616, ,2391,6% Республика Мордовия16 651, ,7599,4% Республика Татарстан24 636, ,09107,2% Самарская область22 264, ,95102,7% Саратовская область19 662, ,84102,1% Удмуртская Республика20 391, ,7097,3% Ульяновская область18 225, ,0097,9%
ТЗ на группы Проектирование действенных механизмов введения ФГОС по уровням образования. Проектирование действенных механизмов введения эффективного контракта.