Разработка и внедрение системы оценки качества общего образования Воронцов А.Б. 3 октября 2013 года
Почему БУКСУЕТ построение системы оценки образовательных результатов и качества общего образования? строим, строим и никак не построим…( ПОЧЕМУ?
ЦЕЛИ – СОДЕРЖАНИЕ – ТЕХНОЛОГИИ (система оценки как часть технологии) - РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ, ПРИЕМЫ, УСЛОВИЯ и т.п.
Образовательные модели и мониторинговые исследования Модель «обучение» ГИА, ЕГЭ TIMSS, PIRLS, PISA Модель «компетентностный подход» SAM Модель «культурное развитие» Предметное тестирование Модель «обучение и развитие» Психологическая диагностика
составные части результативности образования Результат Функциональный орган Решение задач Продукт Субъективное пространство активности Продуцирование(порождение) Эффект Самостоятельность, Инициатива Инициация новых вызовов
Зачем противопоставлять образовательные результаты и качество образования? Рабочее определение: качество образования - есть совокупность образовательных результатов и необходимых условий, обеспечивающих успешную социализацию школьника. Процедуры и инструментарий оценки результатов и качества разный Субъекты оценки результатов и оценки разные (качество: межотраслевой подход) Итог: переход от модели «контроль качества» к модели «обеспечения качества» 6
1.Содержание образования как основа для появления новых образовательных результатов ТЕЗИС 1: Без существенных изменений в содержании образования невозможно получить современных образовательных результатов как требование ФГОС Задание 1. Назовите хотя бы несколько (до пяти) проявлений изменений в содержании начального начального общего образования, которые появились с введение ФГОС НОО.
Учебная деятельность – основа содержания общего образования В основу теории учебной деятельности положена психологическая модель учебного процесса, намеченная в концепции культурного развития Л.С. Выготского и в трудах его последователей
Учение как необходимая предпосылка психического развития ребенка Учение - присвоение знаковых структур, в которых кристаллизованы культурные (обобщенные) способы действия. Способ представлен в знаке своей ориентировочной частью, которая включает: а) внешние характеристики некоторого класса предметных ситуаций и соответствующих им действий; б) представление о существенном отношении данного класса ситуаций, которое определяет направления и границы их возможных трансформаций; в) смысл способа действия, т.е. поле его разумных применений
освоение знаковых средствосвоение смыслов Периодизация культурного развития по Д. Б. Эльконину 7 лет 10 лет 15 лет 10
Теория культурного развития и ее главная составляющая – периодизация развития, предложенная Д.Б. Элькониным «Культурное развитие» представляется через соотношение двух жизнедеятельностных линий, которые по очереди доминируют по ходу взросления ребенка. Одна из линий (операционно-техническая) отображает динамику рефлексивного освоения средств/способов действия, а другая (смыслообразующая) освоение аффективно-смысловой стороны накопленных возможностей, которая опробуется в инициативном продуктивном действии
Ориентиры содержания образовательного процесса Начальная школа – доминирует операционально-техническая линия. Имеет место относительно жестко контролируемое взрослым освоение ключевых предметных содержаний (математики, грамматики родного языка и др. ). Задается принципиально новый способ мышления (теоретико-понятийный), который определяет как отбор самих предметов (важны те из них, в которых способ представлен наиболее последовательно и выразительно), так и форму присвоения (квази=порождение способов действия, т.е. «учебная деятельность» по Д.Б. Эльконину В.В. Давыдову). Итоги: 1)содержательно овладевают некоторой частью математических и грамматических понятий (т.е. соответствующих обобщенных способов действия), 2)начинают выделять и удерживать учебную задачу в отличие от частно- практической, 3) обретают первичную способность рефлексии на способ действия как условие решения задачи (умеют определять соответствие или несоответствие общего способа условиям задачи)
Ориентиры содержания образования Основная школа – линия смыслообразования. Образовательный процесс должен оказаться созвучен новой доминанте личной инициативе и индивидуализации. Условия: сведение к минимуму учительского контроля за ходом учебной деятельности в рамках дисциплин, которые осваивались с начала школы; организация развернутой практики квазиисследования (т.е. учебной деятельности) на новом материале и с высокой степенью творческой самостоятельности; организация практики инициативного опробования освоенных способов действия в широких задачных контекстах (например, в рамках проектов).
Ориентиры содержания образования Основные результаты основной школы: освоение способов действия на «компетентностном» уровне, то есть уровне, позволяющем свободно адаптировать способ действия к различным контекстам; завершение формирования «учебной деятельности» как обобщенного и внутренне мотивированного способа освоения понятийного содержания; формирование начальных форм теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия) как обобщенной мыслительной способности, имеющей широкий перенос
1.3.Модели обучения и оценивание Тезис 2. Оценка образовательных результатов и качества образования должна опираться на современные модели обучения 15 Традиционная модель Психологическая теория 20-х годов 20 в. «стимул –реакция» Современные модели (когнитивная, конструктивная, развивающее обучение Э-Д) Психологическая теория деятельности Психометрический подход к оцениванию: способность учащихся вспоминать и применять факты, выученные в плановом режиме Пройдя тестирование можно необязательно понимать изученный материал Деятельностный подход к оцениванию: Обучение есть процесс конструирования знания через освоение общих способов/средств предметных и метапредметных культурных действий «Мы должны оценивать уровень понимания и сложности понимания, а не просто способность «заглатывать» и «выдавать» факты» (Wilson,1992) Дилемма: 1)возникает все более настоятельная потребность в оценивании на национальном (региональном, муниципальном) уровне – требование сопоставимость; 2) современные модели обучения ориентированы на формирующее оценивание – затруднено сопоставимость
Основные образовательные ориентиры Начальная школаОсновная школа Тип образовательного взаимодействия Воспроизводство (в форме «учебной деятельности») обобщенных способов действия Инициативное опробование освоенных способов в полипредметных задачных контекстах. Углубленное и развернутое освоение новой научной предметности в режиме самостоятельного исследования. Качество присвоения способов действия Предметный уровень, освоение с пониманием: ориентация на существенные отношения в основе способа действия Функциональный уровень освоения способа (ориентация на границы способа и поле его осмысленных применений). Сформированность учебной деятельности Принятие задачи на поиск общего способа. Различение учебной и частно- практической задач. Рефлексия на соответствие способа условиям задачи. Свернутая самостоятельная форма учебной деятельности на продолжающейся программе. Развернутая рефлексия на ключевые понятия (модели) в рамках новой предметной области. Сформированность теоретического мышления Ориентация на существенные отношения в задачах, построенных на основе житейски освоенного содержания Преобразование правила (алгоритма) действия в соответствии с изменением условий (формальный прототип рефлексивного мышления). Преобразование содержательных оснований действия (принципа, модели) в соответствии с изменением условий.
Особенность основной школы Итак, согласно периодизации, возраст основной школы приходится на вторую фазу образовательного цикла, когда учебное действие, т.е. действие по распредмечиванию учебного содержания, приобретает черты самостоятельности и инициативности, а осваиваемые способы действия начинают функционализироваться
классы 4-5 класс1 класс ПШС Шестилетняя начальная школа «…Этот возрастной интервал – воистину «ничья земля» в периодизациях психического развития, на которую одинаково безосновательно претендуют специалисты и по младшему школьному, и по подростковому возрасту. Кстати, ни те, ни другие не в состоянии содержательно освоить эту возрастную территорию, ибо она качественно отлична и от 8 – 9-летнего возраста – сердцевины школьного детства, и от 13 – 15-летнего возраста – сердцевины отрочества» (Г.А. Цукерман)
Структура образовательных результатов Блок 1. Метапредметные результаты – образовательные результаты, выходящие за пределы одного учебного предмета. 19 Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование умение учиться как способность учебная грамотность образовательная компетентность учебное сотрудничество как способность коммуникативная грамотность- коммуникативная компетентность умение работать с информационным текстом как способность информационная грамотность информационная компетентность
Структура образовательных результатов Блок 1. Метапредметные результаты – Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование Умение учиться сообща под руководством учителя (взрослого) Умение учиться индивидуально под руководством учителя (взрослого) Умение учиться по индивидуальной ОП с минимальным участием взрослого Учебное сотрудничество как основа совместных действий Продуктивное сотрудничество как основа совместных действий Ресурсное сотрудничество как основа совместных действий Поиск информации как основа информационной компетентности Организация работы с информацией как основа информационной компетентности Управление потоками информации как основа ИК
2.1. Учебная грамотность 21 Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата Готовность к постановке новых учебно- познавательных задач и проблем обнаружение недостаточности или неясности данных задачи, формулирование запроса на поиск недостающей информации определение границы собственного знания/незнания фиксация противоречия, вызванного несоответствием усвоенного способ действия и условий задачи установление собственных «дефицитов» в предметных способах действия/средствах отбор заданий для ликвидации «дефицита» и планирование их выполнения, определяя темп и сроки, выбирая уровень сложности заданий (мотивация) Готовность к решению новых учебно- познавательных задач и проблем направленность действий учащегося в ситуации новой задачи (направленность на систематический или хаотический поиск новых способов действия, на воспроизведение образцов и т.д.) определение последовательности действий для решения предметной задачи, осуществление простейшего планирования своей работы подготовка материалов, адекватных задаче, и грамотное использование их в решении поставленной задачи высказывание предположений о неизвестном, предложение способов проверки своих гипотез,
2.1. Учебная грамотность ПоказателиДиагностируемые проявления образовательного результата контрольно- оценочная самостоятельно сть определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки; самооценка и оценка действий другого человека на основе заданных критериев (параметров), формулировка адекватного общего вывода о правильности/ неправильности решения задачи на основании частных критериев определение критериев для оценки результатов действия критичное и содержательное оценивание хода предметной работы и полученного результата определение возможных ошибок при выполнении конкретного способа действия и внесение корректив в способ действия рефлексивный контроль за выбором способа и средства действия прогностическая оценка (перед решением задачи может оценить свои возможности) самостоятельное «регулирование» процесса учения без помощи взрослого; обращение для оценки другого только по запросу на внешнюю оценку самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы. принятие для себя решения о готовности действовать в типовых и нестандартных ситуациях определение готовности учащегося к предъявлению результатов учения (обучения) другим (учителя, сверстникам и т.д.) адекватность свободного выбора продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, выбор или создание критериев оценивания оформление достижений и результатов (и не только учебных) учащихся в форме «портфолио» и предъявлять на публичную оценку
2.2. Коммуникативная грамотность Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата Готовность действовать совместно с другими организация работы малой группы методом кооперации (распределение ответственности между всеми членами группы), сборка общего результата из работы отдельных членов малой группы соблюдение процедуры обсуждения внутри группы, фиксация и обобщение промежуточных результатов работы группы. умение представить результаты групповой работы, в том числе – подготовить публичное выступление с аудио-видео поддержкой владение социальными навыками коммуникации и кооперации П онимание точки зрения, отличной от собственной определение цели и адресата устной и письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности создание устных и письменных текстов, содержащих аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции использование в своей речи (устной и письменной) логических и риторических приемов убеждения, приемов обратной связи с аудиторией гибкое изменение текста коммуникации в зависимости от реакции аудитории Готовность к координации разных точек зрения высказывание мнения (суждения) и запрос мнения партнера в рамках диалога, отношение к мнению партнера, углубление своей аргументации с учетом мнений партнеров определение областей совпадения и расхождений позиций, выявление сути разногласий, сравнительная оценка предложенных идей относительно цели групповой работы поиск путей разрешения содержательных конфликтов 23
2.3. Информационная компетентность Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата Грамотность чтения и письма информационных текстов воссоздающее понимание реалий (картин жизни), которые описаны в тексте: визуализация, отнесение отдельных единиц информации к реальности (например, отнесение термина к факту), связывание единиц информации в целостную картину рефлексивное понимание авторской логики (эксплицитной и подразумеваемой), отделение авторского сообщения от иной информации, не содержащейся в тексте и/или противоречащей тексту, критическое отнесение к авторским суждениям творческое понимание как способность переносить идеи текста на реалии, не описанные в этом тексте Знаково- символическая грамотность понимание информации, сообщаемой в различных формах – в тексте, графике, таблице, диаграмме, рисунке и т.п. создания сообщений с использованием различных форм представления информации (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) создание текстовых и модельно-графических описаний объектов, явлений, событий, понятий и связей между ними Решение задач с применением ИКТ технологий планирование поиска информации, формулирование поисковых запросов, выбор оптимального способа получения информации выделение информации, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивание лишней информации обработка информации: преобразование записи устного сообщения в письменный текст, формулировка выводов из изложенных фактов, резюмирование, комментирование, иллюстрирование, преобразование в наглядную форму 24
Блок 2. Предметные результаты как учебно-предметные компетентности (уровневый подход) 2.1. Языковая грамотность 2.2. Математическая грамотность 2.3. Естественно-научная грамотность 2.4. Грамотность чтения 2.5. Социально-политическая грамотность 2.6. Художественно-эстетическая грамотность 2.7. Технологическая грамотность 2.8. Грамотность здорового образа жизни и безопасности 25
Блок 3. Личностные результаты как социальный опыт ребенка Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование участие учащихся в разных видах деятельности (учебная и внеучебные виды деятельности) социальную пробы и приобретение общественно-полезного социального опыта социальная практика 26 Осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории образовательная самостоятельность, подразумевающая умения школьника создавать средства для собственного продвижения, развития; образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать; образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях
2. Содержание образования и технологии системы оценивания (оценочные процедуры и инструменты оценки)
Типология оценочных процедур в общероссийской системе оценки качества общего образования (проект ИПОП «Эврика» гг.)
Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Тест достижений» – оценочная процедура (ретроспективная оценка), которая проводится по завершению второй и третьей ступени общего образования (ГИА,ЕГЭ). Цель – оценить выполнение ФГОС ОО. Процедура носит нормативный характер. Содержание КИМов не может выходить за рамки требований ФГОС. Заканчивается оценочная процедура обязательной аттестацией каждого ученика с помощью балльной шкалы оценивания. Проводится на федерально-региональном уровне. Выделение двух уровней: базового и предпрофильного (ГИА); школьного и вузовского (ЕГЭ) «Прогностический тест (тест готовности)» - оценочная процедура (прогностическая оценка), которая проводится на образовательных переходах с одной ступени на другую (1,5,10 классы), а также в 7 классе (переход от младшего подростка (5-5 классы) к подростковому возрасту (7-9 классы). Главная цель – определить уровень готовности учащихся к обучению на следующей ступени (этапе). Оценивается не работа в целом, а определяется уровень выполнения группы заданий на определенные умения. Используется исключительно критериальная шкала оценивания. В КИМах используется как знакомый, так и новый для учащихся учебный материал. Процедура предполагает право выбора учащимися заданий для их выполнения. Результаты работы необходимы для проектирования «зоны ближайшего развития учащихся». Проводится в рамках региональных мониторинговых исследований.
с 25 сентября по 15 октября 2013 года
Основные особенности «прогностического теста» («тест готовности», тест «на вход») Цель – определение готовности обучающихся для получения образования на следующей ступени. Что значит «готов» к обучению? -освоение культурных предметных способов/средств действия; -владение основами учебной, информационной и коммуникативной грамотностей. Отсюда: три предметные проверочные работы (русский, математика и окружающий мир) и одна метапредметная проверочная работа. Работа носит вариативный характер, учащиеся имеют право выбора как учебного предмета, так и кол-во заданий, которые они хотят и могут выполнить, а также их уровень (базовый или повышенный), имеют право сформулировать вопросы, оставить свои комментарии около тех заданий, в которых возникли трудности, сомнения. В работе присутствуют задания двух типов: актуального уровня (на изученный в начальной школе материал) и «зону ближайшего развития» (на новый материал) Работа проводится на второй-третьей недели сентября пятого класса. Учащиеся не оцениваются общим баллом. Оцениваются блоки заданий, направленных на сформированность тех или иных знаний и умений, а также особо уделяется внимание экспертной оценки вопросов и комментариев, а также оценки выбора заданий и предметов.
«Перевод» метапредметных образовательных результатов на «деятельностный» язык На начало 5 класса показательными могут быть следующие действия учащихся: -не боятся новых учебных задач; -готовы выдвигать несколько версий по решению учебных задач; -могут аргументировать свои версии и действия; -умеют работать с моделями, могут переходить от одних модельных средств к другим (могут строить, читать, придумывать модели); -содержательно реагируют на ошибки, могут находить их у себя и у других; -умеют работать «по мысли, а не по личности», работая в паре, группе; -могут видеть за частностью общие принципы; -нет потребности в конкуренции, есть содержательная кооперация; -нормально реагируют включение в работу группы взрослого; -при решении учебных задач могут включаться в общение друг с другом без взрослого, демонстрируя содержательное общение; -не скучно работать весь урок над решением одной и той же задачи; -спокойно реагирует на не решаемую задачу; -не замечают звонка с урока; -могут сами придумывать задания для себя, строить алгоритмы действий; -Могут производить самооценку действий, планировать дальнейшие шаги (составлять контрольно-оценочный лист по итогам проверочной работы)
Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Тест успешности (прогресса)» - оценочная процедура (ретроспективная оценка), которая проводится по итогам учебного года и относится к промежуточной аттестации школьников. Основная цель процедуры – фиксация индивидуального прогресса у учащихся в предметных образовательных результатах. КИМы носят уровневый характер. Оценивание учащихся производится отдельно по каждому из трех уровней освоения предметных способов/средств действий (1 уровень –формальный (репродуктивный); 2 уровень – рефлексивный; 3 уровень –функциональный). На основе полученных данных строятся индивидуальные профили учащихся, а также класса, школы в целом. Главное в такой процедуре – сравнение (дельта) с прошлыми результатами подобной работы. КИМы разрабатываются под ключевые (ядерные) понятия курса (предмета). Данная оценочная процедура проводится на уровне образовательного учреждения силами администрации (школьной лаборатории оценки качества образования).
Структура теста Задача 1Задача 2Задача N … Задание 1.1 Задание 1.2 Задание 1.3 Задание 2.1 Задание 2.2 Задание 2.3 Задание n.1 Задание n.2 Задание n.3 Предмет оценки – мера присвоения культурных средств и соответствующих им способов действия Содержательная основа теста – технологическая матрица (система средств/способов ориентировки действия в данной предметной области) Структура итоговой проверочной работы («тест успешности»)
Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Диагностический тест» «Диагностический тест» – оценочная процедура (рефлексивная оценка), которая проводится в ходе изучения того или иного учебного предмета и напрямую связана с формирующим оцениванием в классе. Цель подобных процедур – проведение «точечной» диагностики освоения основных предметных и метапредметных способов/средств действий учащимися для организации адресной коррекционной индивидуально- групповой работы. КИМы носят операциональный характер. Для оценки результатов подобных текстов может использоваться только бинарная шкала оценивания. Данная оценочная процедура используется исключительно учителями и учащимися ОУ.
Формирующее оценивание - оценивание для обучения («диагностический тест») Инструмент – диагностические задания (функции: диагностика и коррекция) Требования: уровневый характер; операциональный характер; сквозной характер
Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Экспертная оценка образовательного события» - оценочная процедура (экспертная оценка), которая проводится за пределами класса, урока и носит, как правило, межвозрастной и межпредметный характер. Примером таких событий можно назвать проектные, исследовательские и художественно-творческие задачи, которые решаются на протяжении продолжительного времени в малой группе. Главная цель такой процедуры – оценить формирование у учащихся тех метапредметных и личностных образовательных результатов, которые не в полной мере могут быть оценены с помощью измерений. Оценка производится экспертами с помощью встроенного наблюдения. Оценочная процедура может использоваться как образовательным учреждением самостоятельно, так и может быть использована при аккредитации ОУ, а также в государственной итоговой аттестации 9,11 класса.
Экспертная оценка образовательного события Образовательное событие: 1) инициируется группой людей, которые сами формулируют тему для предельного разбора и переосмысления, неоднозначную и значимую; 2) готовят свои со-общения размышления о том, почему эта тема столь актуальна здесь и сейчас и что она значит персонально для выступающего (принцип говорения от себя и про себя); 3) На событие приглашаются те люди, с которыми важно было бы обсуждать заявленную тему (это могут быть эксперты или люди с противоположной позицией), задаются условия участия, открытость пространства, правила коммуникации, регламент; 4) Разрабатываются форматы групповой работы, и таким образом организуется дискуссионная площадка, клуб или публичный разговор (формат предлагается создателями), на котором обсуждается заявленная тема; 5) В результате такого события что-то случается с ребенком, т.е. он меняется, «выходит» другим. Ключевое слово здесь «самоизменение». 6) Событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. 7) Событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию.
Общероссийская система оценки качества общего образования – 2015 год «Оценка внеучебных достижений» – оценочная процедура (публичная оценка), которая может проводиться, как минимум, в двух формах: портфолио и публичное представление своих достижений (соревнование, спектакль, конференция, выставка и т.п.). Основная цель этой процедуры – сделать внеучебные достижения школьников такими же значимыми для всех, как и учебные достижения. Предлагаемые формы этой оцееночной процедуры позволят каждому учащемуся продемонстрировать то, что он сам считает достойным публичной оценки. Такая оценочная процедура позволяет «уравнять» в сознании школьника значимость его учебных и внеучебных достижений. На этапе 9,11 класса в перспективе данная оценочная процедура может стать обязательной и включенной в государственную итоговую аттестацию.
Подходы к проектированию инструментов и оценочных процедур для оценки метапредметных образовательных результатов
НШ - Метапредметные ОР, включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. (ФГОС НОО, раздел 2 стр.6) ОШ - Метапредметные ОР, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. (ФГОС ООО раздел 2, стр.5) СШ- ОШ + владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности (ФГОС СШ раздел 2, стр.4);
Подходы к метапредметным образовательным результатам 1)Метапредметные результаты как умение работать с текстом и применение академических знаний, умений в жизненных ситуациях (начальная школа) группа Г.С. Ковалевой
Вариант МПР (МЦКО, апрель 2013, 45 минут) 1 часть – работа с двумя текстами (текст 1,2) и к ним 11 заданий: 1.Выберите заголовок, который больше других подходит к тексту 1; 2.Капитану де Клие поставили памятник за:…. 3.На каком из перечисленных ниже островов в 1724 году еще отсутствовали саженцы кофе? 4.Определите верную последовательность перечисленных событий; 5.Выберите из перечня предложения, соответствующие содержанию текста; 6.Для каждого слова из первого столбца найдите верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное буквой; 7.Выберите из перечня три признака, характерных для растения кофе. 8.В проведенном ниже тексте идет речь о выращивании кофе. Но в одном предложении содержится ошибочное утверждение; 9.На какой из перечисленных ниже вопросов нельзя ответить, используя информацию из текста 1. 10(с1).Составлен план текста 1, в котором один из пунктов отсутствует. Напишите вашу формулировку пункту 4. 11(с2). Миша захотел вырастить растение кофе из купленных в магазине обжаренных зерен, чтобы в дальнейшем получить семена, посадить их на даче в Подмосковье и получить собственный урожай кофе. Приведите две причины, которые не позволят Мише реализовать свою идею.
Часть 2 – текст и задания Экскурсия в Третьяковскую галерею Наша школа расположена около метро «Славянский бульвар». Для учеников 5 класса в среду была организована экскурсия в Третьяковскую галерею, которая начиналась в Приехать в галерею нужно за минут до начала экскурсии. Галерея находится в пяти минутах ходьбы от станции метро «Третьяковская». На рис. Приведен фрагмент схемы московского метро. Расстояние между двумя станциями поезд метро преодолевает в среднем за две минуты. Время, затрачиваемое на пересадки, приведены в таблице (дана таблица с перечнем пересадок и время в минутах) 12.Выберите кратчайший маршрут между станциями метро «Славянский бульвар» и «Третьяковская». 13.В среду у пятиклассников уроки заканчиваются в Чтобы собраться и дойти до метро, необходимо 20 минут. Если они будут двигаться по кратчайшему маршруту, то к какому времени приедут они в Третьяковскую галерею. 14. Лена не была в этот день в школе и ехала до станции Третьяковская со станции Добрынинская. Во сколько Лена доберется да галереи, если она села в поезд на станции Добрынинская в и двигалась по кратчайшему пути?
Часть 3 – работа с текстом и задания Читая книгу «Старинные задачи», Петя увидел такую: «Идет один человек из первого города во второй и проходит в день по 35 миль, а другой человек идет на встречу ему из второго города и в день проходит по 15 миль. Расстояние между городами 400 миль. Через сколько дней путники встретятся? Петя заинтересовался задачей и в Интернете нашел приведенную ниже таблицу перевода старинных английских мер в современные. Дана готовая таблица с переводами. 15. Каково расстояние между городами в современных единицах измерения? 16. Какая схема соответствует условию задачи? (даны 6 схем) 17. Петя предложил решить эту задачу двум своим друзьям. Ответ Пети не совпал с ответами друзей, хотя вычислительной ошибки никто из них не совершил. Это произошло потому, что не хватает информации о: -названия городов; -времени отдыха каждого путника; -рельефе местности, по которой идут путники; -том, что путники вышли из городов одновременно
4 часть – отдельные задания 18(с3). На уроках русского языка вы изучали члены предложения. Прочитайте ниже приведенные предложения и определите, какими членами предложения являются каждое из этих слов под номерами. Вечером(1) дети(2) наблюдали(3) красивый(4) закат. Наступила(5) суровая(6) зима. Автомобиль(7) сломался(8) на мосту(9). Объедините данные слова в четыре однородные группы. Заполните таблицу: номер группы- номер слова – общее название группы. Нарисуй схему (члены предложения – главные (подлежащее, сказуемое)- второстепенные (дополнение, обстоятельства). 19. Для каждого исторического факта из первого столбца подберите подходящее по смыслу предложение (признак) из второго столбца. ФАКТПРИЗНАК А. Одним из самых известных философов древней Греции был Аристотель 1) Он жил в бочке и однажды попросил А. Македонского отойти и не загораживать ему солнце Б. В 5 веке до н.э. в Индии возникла новая религия 2) Он основал а Афинах школу и был наставником А.Македонского В. Одним из учеников Сократа был Диоген3) Он говорил правителям, что надо строго следовать законам, быть мудрыми 4) Ее основателем стал принц Гаутама
Выводы: 1. Делается акцент на грамотности чтения (читательской грамотности). Раздел «Чтение. Работа с текстом». 2. Задания строятся на так называемых в основном «житейских» понятиях. 3.Задания строятся по типу «ЕГЭ» с выбором ответом и использованием части «С». 4.Оценивается по принципу «среднего балла» работа в целом (т.е. таким же образом, что и предметная работа) 5.При такой работе предметные работы в большей мере не претерпели изменений и носят «навыковый» характер.
Подходы к метапредметным образовательным результатам 2) Метапредметные образовательные результаты как базовые способности (мышление, понимание и воображение) группа Громыко Ю.В.
Задание Способ 1 Способ 2 Способ 3 Человек, обладающий способностями Учебные ситуации Ситуация действия Процессы понимания Сп. А Сп. B Сп. C Сп.D Способность Процессы рефлексии
Понятийное мышление Понимание Мышление Воображение Моделирование
Понятие «площадь» для 9 класса
Варианты конкретных ответов учащихся Принципиальные характеристики уровня владения понятием 0 баллов Отрезок занимает большую площадь Школьник опирается на зрительное восприятие площади. Он видит в отрезке полоску, имеющую длину и ширину. Он не понимает, что в отличие от площади отрезок может иметь только линейные измерения. Ребенок сравнивает линейную и плоскостную величины, что недопустимо. 1 балл Прямоугольник имеет большую площадь Параметры отрезка и прямоугольника не указаны. Школьник опирается на зрительное восприятие площади. Он видит в отрезке полоску, т.е. не лишает его ширины, которая меньше ширины прямоугольника. 2 балла Прямоугольник имеет большую площадь. Указаны параметры отрезка и прямоугольника Школьник правильно указывает качества отрезка и прямоугольника, но не простроено отношение между линейной и плоскостной величинами. 3 балла Нельзя сравнить, т.к. площадь имеет только прямоугольник. Указаны параметры отрезка и прямоугольника Школьнику понятна такая сущность как площадь. Он ее воспринимает идеально. Он понимает, что отрезок площади не имеет.
Уровень Оценка в баллах IСлабое владение операциями нахождения площади0-9 IIАлгоритмический уровень10-11 IIIУровень эмпирического понятия12-13 IVПервый переходный уровень к теоретическому понятию 14 VВторой переходный уровень к теоретическому понятию VIТеоретическое понятие17-18
Подходы к метапредметным образовательным результатам 3) Метапредметные образовательные результаты как показатель эффективности учебной деятельности (для начальной школы) группа В. В.Рубцова
Перечень методик (18) Умение учиться Творчество Мыслительные действия Решение социальных задач Совместность Чтение и составление текста Моделирование Логика и анализ Творческие и поисковые задачи Рефлексия Планирование, контроль и оценка
ЗАДАЧА на совместные действия: заполнить 4 пустые клеточки
4) Метапредметные образовательные результаты – как набор сквозных, ключевых компетентностей, которые проходят три стадии: умение – грамотность- компетентность (группа ИПОП «Эврика»)
Важно знать!* Метапредметные результаты – это способы действия, их нельзя проверить традиционными тестами! Метапредметные результаты сформированы, если они демонстрируются на разном материале (перенос)! * С презентации И. М. Улановской
Какой шаг в развитии должны сделать дети при переходе из начальной школы в основную? 4-6 классы : должен произойти качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования (Г.А.Цукерман). «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А.Леонтьев)
Независимая внешняя оценка создание независимых центров оценки качества образования (аккредитация Рособрнадзором) носит исключительно добровольный характер осуществляется по заказу администрации ОО, родителей, самих учащихся
С 1 сентября 2013 года создан АНО «Независимый центр оценки качества образования» Директор: А.Б. Воронцов
Основные направления развития системы оценки качества Федеральный уровень (ГИА, ЕГЭ, мониторинги, олимпиады ) Федеральный уровень (ГИА, ЕГЭ, мониторинги, олимпиады ) Региональный уровень (аккредитация, аттестация учителей, внешняя оценка, мониторинги) Региональный уровень (аккредитация, аттестация учителей, внешняя оценка, мониторинги) Муниципальный уровень Школьный уровень сейчас, год Управление развитием СОКО через: -КИМы и оценочные процедуры для учащихся нового поколения; -изменение подходов к аттестации педагогов; -финансовые механизмы; -увеличения открытости, прозрачности оценочных процедур благодаря информатизации
Индивидуальные учебные достижения Виды оценки образовательных результатов школьников: оценка готовности к обучению на «переходе» учащихся из начальной в основную школу; оценка индивидуального прогресса учащихся в ходе непосредственного образовательного процесса; промежуточные мониторинговые исследования регионального уровня по оценке формированию метапредметных (компетентностных) образовательных результатов подростков; формативное (формирующее) оценивание для обучения; оценка внеучебных достижений школьников; итоговые интегрированные проектные задачи и образовательные события, включающие в себя предметные, компетентностные результаты, а также социальный опыт подростков; итоговая (государственная) аттестация выпускников основной школы. 67
Требования к инструментарию оценки результатов качества образования учащихся ОШ 1. На уровне образовательного учреждения 1.1.На ученическом уровне: На ученическом уровне инструментарий должен быть ориентирован прежде всего: на самооценку собственных учебных действий учащегося; на выработку критериальной основы для оценки действий учащихся; на рефлексивный характер действий учащихся; на действия ученика по запросу на экспертную оценку взрослого (учителя) Ключевой объект оценки - учебные и иные действия учащегося 68
1.2. На педагогическом уровне: Для формирующего оценивания комплекс инструментов должен: фокусировать внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания, давать учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение; ориентироваться на качественную оценку действий учащихся, работать на улучшение качества учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок; иметь широкий ассортимент простых техник, которые легко и быстро освоить учителю для получения от учеников обратной связи относительного того, как они учатся; носить непрерывный (цикличный) характер продолжающегося процесса, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии; ориентирован на все виды образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные результаты) 69
1.2. На педагогическом уровне: Инструментарий для оценки индивидуального прогресса учащихся должен отвечать следующим требованиям: направлен на оценку зоны ближайшего развития и «индивидуальный темп» освоения учащимся предметного содержания и должен служить средством сопровождения образовательного процесса (как в начальной, так и в основной школах), а не только средством подведения его итогов; акцентирует внимание на мере овладения средствами (общими способами действия), которые должны быть переданы учителем ученику в ходе обучения; ориентируется на предметные линии, которые задают способ развертывания учебного предмета на протяжении обучения в начальной и основной школе; обеспечивает два вида прогресса: линейный и уровневый. Первый – это рост эффективности в решении задач достигнутого уровня, когда ученик остается на одном уровне. Второй – проявление способности решать задачи более высокого уровня, чем удавалось раньше. для того чтобы делать выводы об изменениях, которые происходят с учащимся (о приросте в мышлении и понимании при изучении предмета), необходимы данные двух и более срезов в течение учебного года по одним и тем же параметрам; позволяет в графической форме представлять прогресс учащихся (например, с помощью индивидуального профиля учащегося) 70
2. Принципы оценки качества основного общего образования-3 Оценка качества ориентируется на принцип индивидуализации в основном общем образовании Это принцип означает нахождение учащимся своего индивидуального пути движения к получению качественного образования. Индивидуализация предполагает также переход от оценки «среза» к картине развития, к оценке индивидуального прогресса школьников 71
1.3. На административном уровне: Инструментарий для оценки стартовых возможностей учащихся в обучении на начало года должен отвечать следующий требованиям: ориентирован на два типа заданий: актуального уровня знаний и способов/средств предметных действий и «зоны ближайших» знаний и способов/средств предметных действий, которые должны быть освоены в текущем учебном году, т.е носить прогностический характер; позволяет самостоятельно учащимся построить план действий по ликвидации проблем и трудностей, возникших после «старта»; выявляет способы работы педагогов на предыдущем этапе обучения; позволяет построить в классе «карту» движения в учебном предмете на предстоящий учебный год; устанавливает стартовые образовательные возможности учащихся после длительного перерыва на начало учебного года. 72
1.3. На административном уровне: Инструментарий для итоговой оценки образовательных результатов учащихся должен отвечать следующим требованиям: носит комплексный и интегральный характер (совокупность пяти субтестов: математической, языковой, естественно-научной, художественной грамотности и грамотности чтения) и позволяет оценить меру присвоения основных средств/способов действия, предусмотренных программой начальной школы по ключевым предметам учебного плана; отражает три уровня опосредствования (меру присвоения средств): формальный, предметный и функциональный и позволяет оценить действия ребенка отдельно по каждому уровню и построить индивидуальный профиль каждого ребенка, класса, параллели школы в целом по которому можно определить прогресс в обучении; каждому уровню соответствует определенный тип тестовых задач. Количество задач соответствует «ядерным» (ключевым) понятиям (способам действия) учебного курса; устанавливает не только учебные, но и внеучебные достижения школьников на конец учебного года, позволяет описывать, фиксировать и предъявлять полученные результаты окружающим. 73
1.4. На общественно-профессиональном уровне : Оценку качества деятельности педагогов на этом уровне могут осуществлять профессиональные ассоциации, союзы, объединения, в которые может входить педагог ОУ Оценку качества образования учащихся должно осуществлять прежде всего родительского сообщества ОУ 74
1.3. На административном уровне: Инструментарий для оценки рабочих учебных предметных программ должен отвечать следующим требованиям: выявляет деятельностный характер содержания учебной дисциплины; определяет возможности достижения запланированных образовательных результатов данной программой; устанавливает соотношение разных форм учебной деятельности в предмете; определяет возможности самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся в рамках данной программы Инструментарий для мониторинга информационно-образовательной среды основной школы Инструментарий для оценки деятельности педагогов при определении стимулирующей части оплаты труда 75
2. На муниципальном уровне: На муниципальном уровне проводится внешняя комплексная оценка образовательных учреждений, которая опирается на данные региональной оценки (мониторинговые исследования и итоговая (государственная) аттестация, а также данные муниципальной внешней оценки условий реализации ООП и муниципального задания 76
3. На региональном уровне: На региональном уровне внешняя оценка качества начального и основного общего образования проводится прежде всего с использованием следующих оценочных процедур : мониторинговых исследований в определенных ключевых точках общего образования (стартовая диагностика в 1-м и 5-м классе; промежуточная диагностика в 7-м классе); мониторинговых исследований по важным аспектам реализации ФГОС ОО; итоговой (государственной) аттестации в 9-м классе; государственно-общественная, общественно-профессиональная экспертиза в ходе аккредитации образовательного учреждения. 77
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ оценочные действия должны соответствовать содержанию деятельности (учебной, педагогической, управленческой и т.п.); разные аспекты деятельности должны иметь свои соответствующие инструменты и оценочные шкалы (много разных шкал: от бинарной до многобалльной); Необходимо иметь требования к конструированию эволюция деятельности влечет за собой эволюцию оценочных процедур; контрольные действия должны носить инспекционный характер, а оценочные – экспертный. В связи с этим не нужно эти действия смешивать; акцент в системе необходимо делать на формирующее оценивание и самооценку; добиться эффективности системы оценки можно только при использовании электронной внешней среды
ФИП по построению школьной системы оценки качества образования