Система повышения квалификации учителей и вызовы современности О.Б. Устюгова, руководитель РРЦ РОС ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый Стандарт начального образования 1) 2) … 15) 16) МЕТА - МЕТА – предметные результаты образования МОРАТОРИЙ НА ИЗМЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ !!!
Advertisements

ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ И УЧЕБНО - ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ Елена Васильевна Чудинова НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «АВТОРСКИЙ КЛУБ»
Мониторинг метапредметных результатов начального образования Декабрь 2011.
Рекомендации к изменению проверочной работы по метапредметным образовательным результатам Составители: Группа 2.
Организация самостоятельной деятельности школьников.
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
Механизмы институционализации современных представлений о качестве образования М.М. Миркес к.филос.н., доцент Сибирского федерального университета Директор.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
Учебная самостоятельность – основная форма проявления инициативности, ответственности и самостоятельности школьника.
* Новые технологии, о которых так много говорят сегодня, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
МОУ СОШ 93 Степанова Е. М. Педагогические условия и средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Личностно-ориентированное обучение как принцип построения современного процесса в начальной школе Реализация педагогического процесса, личностно-значимого.
Характеристика самостоятельного учения Ученик знает и понимает цели обучения; умеет самостоятельно мыслить; способен ориентироваться в новой ситуации;
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Школьник должен стать личностью, способной к самосовершенствованию и саморазвитию, обладающей исторической культурой и культурой межличностного общения.
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Транксрипт:

Система повышения квалификации учителей и вызовы современности О.Б. Устюгова, руководитель РРЦ РОС ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области», эксперт АНО ИПОП «Эврика»

Форсайты образования Форсайт (foresight) включает в себя действия, ориентированные на мышление, обсуждение и очерчивание будущего: Обдумывать будущее: прогнозирование, оценка технологий, исследования будущего и другие формы Форсайта - это попытка определить долговременные тренды и скоординировать на их основе принятие решений Спорить о будущем Очерчивать будущее: цель Форсайта - определение возможного будущего, создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения. (Далее использованы материалы форсайта П. Лукши)

Основные вызовы, задающие необходимость поиска новой модели Смена моделей создания, сохранения и трансляции знаний Смена процесса оценки и фиксации достижений, процесса управления собственной траекторией развития, процессов в управлении учебными учреждениями и пр. Интернет и цифровые технологии Новый рынок, потенциально существенно достроить и даже заместить собой традиционные форматы индустриального образования Технологические стартапы («запуски») в образовании Запрос на образовательную и исследовательскую прагматику Требование к новому содержанию и новым форматам подготовки: максимальная гибкость и развитие надпрофессиональных компетенций и сверхбыстрая подготовка и точечные компетенции Гиперконкуренция и быстрое развитие отраслей Образование как актив Вызов потребительского общества Развитие моделей инвестирования в образование (в т.ч. в чужое). Запрос на контроль качества и прозрачность результатов образования Тренд снижения мотивации к получению образования (когда базовые потребности закрыты) Контр-тренд: рост доли «самостоятельных учеников» с запросом «свой путь»

«Смерть форматов» Момент осознания очевидной неэффективности при наличии жизнеспособных альтернатив К 2017 «Учитель-репродуктор» SAT (вступительный академический оценочный тест) и его аналоги Оценки по итогам семестров / четвертей К 2025 Диплом об окончании учебного заведения Система научных журналов и стандарты цитирования Существующая система управления интеллектуальной собственностью Авторский учебник К 2035 Общеобразовательная школа Исследовательский университет Текст (книга, статья) как доминирующая форма знаниевой коммуникации

Ландшафт нового образования * Стивенсон Нил. Алмазный век, или букварь для благородных девиц Через 3-5 лет Развитие образовательных траекторий и широкое распространение on-line Смена оценки на признание достижений (паспорт компетенций и прецедентов) Модель инвестиций в таланты Через 7-10 лет Развитие виртуальных тьюторов и менторских сетей Появление полноценных возможностей для «внесистемного» образования Высокая роль игровых сред и дополненной реальности Объективация процесса обучения через БОС (биологическую обратную связь) / нейроинтерфейсы Через лет Игра и командная работа как доминирующие формы образования и социальной жизни Искусственный интеллект как наставник («Алмазный букварь*») и партнер в познании «Живые модели знания», «смерть галактики Гуттенберга» Обучение в нейронет- группах и новая педагогика

Чем на эти вызовы ответит система повышения квалификации? Какой заказ получает система? Учебная активность поисково-исследовательского типа А.Б. Воронцов: «Задать образец такой деятельности принципиально невозможно: любое исследование лишается смысла, как только задан образец поиска и его результат… Не поддаются регламентации и действия учителя, который призван корректировать действия учащегося в зависимости от того, как они фактически развертываются. Тем самым деятельность учителя приобретает характер творчества, которое не поддается формализации»

Чем на эти вызовы ответит система повышения квалификации? Оценка метапредметных результатов Пример: диагностика умения учиться (далее использованы материалы Г.А. Цукерман):

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности … формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Две разных способности: умение учиться обучаемость умение учиться обучаемость способность к организации своей деятельности способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе

Умение учиться - характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи, и находить недостающие знания и осваивать недостающие умения

Две составляющих умения учиться Рефлексивная Рефлексивная составляющая умения учиться делает человека способным определять, каких именно знаний и умений ему недостает для действий в новой ситуации. Поисковая Поисковая составляющая умения учиться делает человека способным находить и осваивать недостающие знания и умения.

Отсутствие рефлексивной составляющей умения учиться: ученик не знает о своем незнании. «Я думал, что гипотенуза – Река Советского Союза»

Отсутствие поисковой составляющей умения учиться: ученик знает о своем незнании, но не умеет находить недостающие знания. «Учитель задал мне вопрос: - Где расположен Канин Нос? А я не знал, который Канин, И указал на свой и Ванин…»

Диагностика рефлексивной составляющей умения учиться: методика «Недоопределенные задачи» Среди задач есть задачи решаемые и недоопределенные. Задачи решаемые - относительно легкие, не перегруженные вычислительными сложностями, с хорошо освоенным способом решение. Задачи недоопределенные также должны принадлежать к хорошо освоенным классам задач: при внесении недостающего условия они решаются знакомым способом. Инструкция впрямую указывает на необходимость поиска недостающих условий решения задачи

ИНСТРУКЦИЯ Второклассники придумали свои задачи по математике. Они еще не очень хорошо умеют составлять задачи. Сейчас ты оценишь задачи второклассников. Если задача составлена верно, ты запишешь РЕШЕНИЕ и ОТВЕТ. Например: Лена купила в буфете два пирожка по 4 руб. и стакан сока за 3 руб. Сколько денег заплатила Лена? РЕШЕНИЕ: = 11 ОТВЕТ: 11 руб. Если задача составлена неверно, ты запишешь СОВЕТ второкласснику: как исправить задачу. Например: Лена купила в буфете два пирожка по 4 руб. и стакан сока за 3 руб. Сколько денег осталось у Лены после того, как она заплатила буфетчице? РЕШЕНИЕ: Эту задачу решить нельзя. СОВЕТ: Надо знать, сколько денег было у Лены перед покупкой.

Образец бланка к методике «Недоопределенные задачи» 4. Парусный корабль пересек океан за месяц. 17 дней было полное безветрие, и корабль почти не двигался. Но зато все остальное время дул сильный попутный ветер. Сколько дней парусник плыл быстро? РЕШЕНИЕ: _________________________________________________ ОТВЕТ или СОВЕТ: __________________________________________ 7. В этом году геолог Антонов был в экспедиции в горах 6 месяцев, отдыхал на море вдвое меньше, а остальное время жил дома. Сколько месяцев Антонов провел дома в этом году? РЕШЕНИЕ: _________________________________________________ ОТВЕТ или СОВЕТ: __________________________________________

Диагностика поисковой составляющей умения учиться: МЕТОДИКА «ПОДСКАЗКИ» (Е.В. Чудинова) 1 этап 2 этап на материале, который не изучался подобная задаче 1 описан способ (НЕ алгоритм) решения подобных задач Может ли ученик воспользоваться справочной информацией для решения трудной задачи?

Задача 1.2 Здесь зашифровано слово. Расшифруй его и запиши, что получилось. Если не можешь решить задачу, поставь знак вопроса «?». ПЕШЕРЕЕШВЕШЕРНЕШИСШЕЬ _____________________________________ пешереешвешернешисшеь

Справочник Чтобы зашифровать текст, нужно через одну или несколько букв вставлять одну или несколько повторяющихся букв. Повторяющиеся сочетания можно чередовать, записывая буквы то в прямом, то в обратном порядке, например, «КО» и «ОК» в шифровке: КОБЕОКРЕКОГИОКСЬКО которая расшифровывается «БЕРЕГИСЬ» КОБЕОКРЕКОГИОКСЬКО

Задача 2.2 Расшифруй слово: УВАЛЕАВУКАУВАРСАВУТВУВАО ============================== УВАЛЕАВУКАУВАРСАВУТВУВАО

Обладают ли младшие школьники, заканчивающие начальную школу, минимальными предпосылками умения учиться? Да, если делать отбор по способностям. Да, если в начальном обучении присутствуют педагогические условия выращивания учеников, умеющих учиться.

Другие заказы? Чем на эти вызовы ответит система повышения квалификации?