Модернизация общего образования: качество, которое стоит денег; деньги, которые должны обеспечить качество А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Инновация отличает лидера от догоняющего. Стивен Пол Джобс Будь эталоном качества. Некоторые люди не были в окружении, где новаторство было главным козырем. Стивен Пол Джобс
Деньги и качество
Бесплатное образование имеет стоимость Ключевая экономическая проблематика – развитие представлений о результатах и качестве образования
Снова в центре внимания вопросы эффективности Р Р К К Р Р К К Р Р К К Консервация состояния качества. Снижение объема вкладываемых ресурсов. Невозможный сценарий в связи необходимостью обеспечения роста ЗП Обеспечение повышения качества. Неувеличение объема вкладываемых ресурсов. Необходимый сценарий на начальном этапе в силу неэффективности сети ОО. Рост качества, опережающий рост объема вкладываемых ресурсов. Интенсивный сценарий в условиях развитой сети ОО Проблематика развития: как доказать (обеспечить) повышение производительности труда педагогических работников в условиях повышения заработных плат?
Нормативное подушевое финансирование в общем образовании В основе – средняя зарплата в экономике региона (ЗП эк ср ) N= ЗП эк ср *k 1 *k 2 *k 3 *k 4 *k 5 * … *k n k 1 – изменение МРОТ k 2 – соотношение ФОТ баз и ФОТ ст k 3 – соотношение количества учителей и уч-ся k 4 – соотношение ФОТосн и ФОТпр k 5 – отчисления во внебюджетные фонды А что еще??? k n -???
Эффективный контракт Эффективный контракт – система трудовых и экономических отношений между работодателем и работниками. Эффективный контракт – легитимизованная система оплаты труда, обладающая рядом особых свойств. Свойства: 1) Уровень ЗП основных работников – конкурентноспособен!!! ЗПср. (осн.раб.) ЗПср.(целевое значение) 2) Зависимость ЗП работника от количества и качества труда 3) Показатели качества труда основных работников коррелируют с показателями качества реализации услуги (Г(М)З)
Модернизация общего образования Позитивные тренды Оформилась острая потребность в РСОКО и ОСОКО (инструментарий, процедуры и регламенты, эксперты) для увязки объемов финансирования с качеством услуги. Идея доведения средних зарплат пед.работников до уровня средней зарплаты в регионе содержательно продвигает механизмы финансирования. НПФ и СОТ проектируются комплексно. Негативные тренды Усиление «ручного» управления образованием. Сворачивание самостоятельности школ. «Забалтывание» сути ФГОС ступеней общего образования. ЗУН по- прежнему остается единственным содержанием образования Стандартизация в управленческом смысле начинает трактоваться как унификация.
Средняя зарплата учителя Апрель, 2013 г. 3 модели СОТ: -«Ученико-час» -«Базовый оклад+» -Схема окладов по ПКГ Модель СОТ имеет значение. В условиях «ручного управления» ростом зарплат пед.работников регионы движутся в сторону сворачивания финансово-хозяйственной самостоятельности школ: типовые штаты, единые значения базовых окладов и т.д Повышение средней зарплаты пед.работников до прогнозного значения (а не фактического) средней зарплаты в регионе усиливает тренд перехода на «ручное управление»
Итоговая аттестация (ГИА 9, ЕГЭ) Аккредитация ОУ Мониторинговые исследования в 1, 5, 7, 10 классах Международные и отечественные исследования Социологические исследования Текущее оценивание учащихся в ОУ Требования к системе оценки качества образования на региональном и школьном уровнях Требования к инструментам оценки качества Требования к экспертам, осуществляющим оценочные процедуры 10 Проектирование ОСОКО
11 Объем и показатели качества МЗ Структура и объем норматива финансирования Стандарты качества услуг Обеспечение условий реализации ООП Структура базовой части ФОТ Показатели для распределения стимулирующей части ФОТ Что должны определять закрепленные представления о результатах образования и сведения о качестве образования Результаты образования комплексность
Введение ФГОС ступеней общего образования: проблемы и возможные пути их решения - отсутствие нормативного закрепленных образовательных результатов Проблемы реализации ФГОС -отсутствие доступных для ОУ образцов контрольно-измерительных материалов под современные образовательные результаты и новые образовательные процедуры -отсутствие доступных для ОУ образцов контрольно-измерительных материалов под современные образовательные результаты и новые образовательные процедуры - содержание образования в новых ФГОС ушло на второй план - попытка реализации ФГОС старыми способами и в старых формах Пути решения проблем - необходимо закрепить нормативно, например, через ОСОКО, описание образовательных результатов (сквозной, уровневой, операциональный, качественный характер) С-создание несколько параллельных групп разработчиков КИМов под новые образовательные результаты (открытый банк КИМов) С-создание несколько параллельных групп разработчиков КИМов под новые образовательные результаты (открытый банк КИМов) - Создание вариативных примерных ООП (в настоящее время существует только одна официальная примерная ООП НОО) -современный формат учебного плана; -усиление внеурочных форм -Электронная среда -современный формат учебного плана; -усиление внеурочных форм -Электронная среда
Первоочередные задачи реализации ФГОС НОО: Методическое обеспечение оценки метапредметных результатов Методическое обеспечение неурочных форматов обучения Изменение качества системы повышения квалификации педагогов Оплата новых видов деятельности педагогов
Базовые социальные условия Изменение школьной инфраструктуры
Скорость подключения Интернет, результаты тестирования, г. ФГОС НОО: Мобильные рабочие места + Wi-Fi + 2 Мб/с =7,1% ОУ РФ Интерактивный комплект + 2 Мб/с = 18,7% ОУ РФ
По сравнению с 2010 годом количество регионов, в которых значение показателя превышает 70%, увеличилось в 14 раз (в 2010 г. – 2 субъекта РФ (Тюменская область, г. Санкт- Петербург), в 2012 г. – 28 субъектов РФ) Наибольшая динамика значения показателя (более 40%) с 2010 г. по 2012 г. в Ярославской, Самарской, Челябинской,, Калининградской, Вологодской областях и Хабаровском крае Минимальные значения показателя (от 32% до 10%) в 2012 г. фиксируется в 11 субъектах РФ