ТИПОВАЯ ПРОГРАММА повышения квалификации работников образования по реализации направления «дорожной карты» «Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту» (72 часа) О.Б. Устюгова, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики Эврика»
Цель программы знакомство слушателей с основными аспектами процесса изменений в отраслях социальной сферы, направленного на повышение эффективности образования и науки в сфере дошкольного образования, теоретико-методологическими принципами и технологическими приемами деятельности дошкольной образовательной организации в условиях происходящих перемен, а также проектирование изменений в дошкольном образовании, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенных с этапами перехода к эффективному контракту
Особенность программы Очно-заочный (дистанционный) характер: лекционный курс транслируется он-лайн, что позволяет установить обратную связь с аудиторией; практический курс проводится либо в форме он- лайн семинара, либо в форме очной конференции; оценка уровня выполнения лабораторных работ проводится через работу электронных сетей с последующим обсуждением на семинарах; уровень выполнения самостоятельной работы оценивается заочно, путем анализа продуктов деятельности слушателей, представленных в электронной форме.
Объем и виды учебной работы Вид учебной работыВсего часовСеместры Общая трудоемкость72По графику Лекции24 Практические занятия (семинары) 24 Самостоятельная работа24 Проекты+ Вид итогового контроля: защита проекта зачетЗачет
Основные содержательные линии программы Блок 1. Опыт и перспективные направления развития современного дошкольного образования: Модернизация социальной сферы современной России, задачи повышения эффективности дошкольного образования Методологические основы исследования изменений в дошкольном образовании, направленных на повышение эффективности и качества услуг в дошкольных организациях
Основные содержательные линии программы Блок 2. Механизмы реализации направления «дорожной карты» «Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту»: Разработка НПА субъектов Российской Федерации, обеспечивающих введение и реализацию ФГОС дошкольного образования Мониторинг и оценка эффективности реализации субъектами Российской Федерации программ (проектов) развития дошкольного образования Обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования
Основные содержательные линии программы Блок 2. Механизмы реализации направления «дорожной карты» «Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту» (продолжение): Стратегический менеджмент и планирование деятельности дошкольной образовательной организации в условиях изменений в сфере дошкольного образования Информационная составляющая менеджмента дошкольной образовательной организации в условиях изменений в сфере дошкольного образования Административно-экономические принципы руководства дошкольной образовательной организацией в условиях изменений в сфере дошкольного образования
Сквозные линии дорожных карт Введение ФГОС Совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг (Г(М)З, НПФ,НСОТ) Создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг Система оценки качества Введение оценки деятельности организаций на основе показателей̆ эффективности их деятельности Введение эффективного контракта Мониторинг Дорожных карт Дополнительное образование, профессиональное образованиеОбщее образование дошкольное образование
Основные линии в дошкольном образовании 1.Ликвидация очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации 2.Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования 3.Введение эффективного контракта в дошкольном образовании
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, включает в себя: предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование реализации региональных программ (проектов) развития дошкольного образования; создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования; обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения; создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования.
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя: разработку и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования; кадровое обеспечение системы дошкольного образования; разработку и внедрение системы оценки качества дошкольного образования.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании включает в себя: разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования; разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования; информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
Основные содержательные линии программы Блок 3. Проектирование и механизмы внедрение системы оценки качества дошкольного образования Введение оценки деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности Проектирование и валидизация инструментария для оценки качества образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях, направленных на развитие способностей, стимулирующих инициативность, самостоятельность и ответственность дошкольников
Основные содержательные линии программы Блок 4. Нормативно-правовые и финансово- экономические основы функционирования и развития современного дошкольного образования в России Обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения. Создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования Развитие различных организационных форм дошкольного образования
Альтернативные (негосударственные) формы дошкольного образования Лицензированная НГДО семейный детский сад детский развивающий клуб бэби-клуб; корпоративный детский сад Билдинг-сад
Организационно-экономические механизмы, содействующие повышению доступности услуг дошкольного образования 1.Нормативное закрепление субсидирования негосударственных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования 2.Оказания услуги на основании сертификата (ваучера) 3.Механизм муниципального заказа на услуги в сфере дошкольного образования
Схема реализации механизма «Образовательного сертификата». Подушевой норматив на обеспечение ребенка дошкольными образовательными услугами (размер может меняться в зависимости от возраста и муниципального образования) Рассчитывается на ВСЕХ зарегистрированных детей в возраст от 3 до 7 лет. Распорядитель бюджетных средств рамках муниципального бюджета Образовательный сертификат (выдается на каждого ребенка) Родители ребенка, состоящего на учете в очередь в дошкольное учреждение Обмен сертификата на средства по нормативу Образовательный сертификат МБДОУ Корпоративное ДО Частное ДО
Основные содержательные линии программы Блок 4. Нормативно-правовые и финансово- экономические основы функционирования и развития современного дошкольного образования в России (продолжение) Нормативно-правовые и финансово- экономические основы функционирования и развития современного дошкольного образования в России Проектирование эффективных механизмов поддержки качества и доступности услуг дошкольного образования
Основные содержательные линии программы Блок 4. Нормативно-правовые и финансово- экономические основы функционирования и развития современного дошкольного образования в России (продолжение) Проектирование и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками образовательных организаций дошкольного образования.
Эффективный контракт - это трудовые отношения между работодателем (ОО) и работниками, основанные на: наличии у ОО Г(М)З и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем системе оценки эффективности деятельности работников ОО (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке системе нормирования труда работников учреждения (организации), утвержденной работодателем подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда
Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода к ЭК Ед- ца изм Результаты 1. Отношение численности детей лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 -7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 -7 лет, обучающихся в школе % всем детям в возрасте от 3 до 7 лет будет предоставлена возможность получения дошкольного образования
Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода к ЭК Ед- ца изм Результаты 2. Удельный вес численности дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общем числе дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования % во всех ДОО будут реализоваться образова- тельные программы дошкольного образования, соответствующ ие требованиям ФГОС дошкольного образования
Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода к ЭК Ед. изм Результаты 3. Удельный вес численности детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные организации дошкольного образования, предоставляющих услуги дошкольного образования, в общей численности детей, посещающих образовательные организации ДО % всем детям в возрасте от 3 до 7 лет будет предоставлена возможность получения дошкольного образования
Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода к ЭК Ед. изм Результаты 4. Удельный вес субъектов РФ, в которых оценка деятельности ДОО, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования не менее чем в 80 % МО % во всех субъектах Российской Федерации будет внедрена система оценки деятельности дошкольных образователь- ных организаций
Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода к ЭК Ед. изм Результаты 5. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании соответствующего региона %100 средняя заработная плата педагогических работников ДОО будет соответствовать средней ЗП в сфере общего образования в соответствующем регионе, повысится качество кадрового состава дошкольного образования
Спасибо за внимание!