Минимизация рисков введения НПФ и НСОТ: проектные шаги Селюков Р.В., зам. директора ИПОП «Эврика» 1 марта 2012 г. ЮФО, г. Волгоград
Вдали полыхнула зарница. Качнулась за окнами мгла. Менялась погода Смениться погода никак не могла. Ю. Левитанский, 1976 г.
Какие результаты работы школы должны быть профинансированы?
Ключевая проблематика Новые представления о результатах образования (и качестве образования) должны определить методику расчета норматива финансирования ОУ. Финансово-хозяйственая самостоятельность ОУ обязательное условие реализации механизмов ответственности школы за результаты образования детей. Гегемония урока как единицы расчета финансового норматива ОУ не позволяет вводить стандарты общего образования
Урок делает «погоду» в системе образования Урок – по факту единственная единица учебного плана Урок – единица для расчета ставки учителя Урок – единица для расчета норматива финансирования ОУ Как это стыкуется с введением ФГОС??
НПФ: риски и их минимизация 1. Неувязка НПФ и Г(М)З Риски: - разрушение НПФ, - повышение неэффективных расходов, - разрушение НСОТ - избыточность и не соответствующие требованиям ФГОС условия реализации ООП в сети и низкое качество образования Способы минимизации рисков: - НПБ обеспечивающая полное доведение средств по нормативу до школы - минимизация количества КУ - обеспечение разработки заданий ОУ с передачей денег «одним пакетом»
2. Неувязка НПФ и ФГОС Риск: - невведение ФГОС - финансовые нарушения (несоответствие расходов целям, на которые переданы средства) Способы минимизации: - реконструкция НПБ по НПФ под ФГОС - выделение разных типов МЗ (под ФГОС и под БУП-2004) НПФ: риски и их минимизация
3. Дети с особыми нуждами Риски: - размывание принципов НПФ при нечетком определении категории детей под особые нормативы - десоциализация детей с особыми нуждами в условиях эксклюзивного образования Способы минимизации: - стратегическое решение относительно развития инклюзивного образования детей с особыми нуждами - разработка методики расчета норматива на ребенка с особыми нуждами и способов финансирования ОУ, обучающих таких детей - разработка эффективных механизмов контроля за расходованием средств НПФ: риски и их минимизация
4. Отсутствие механизмов регулирования сети через НПФ (НПФ -механизм развития сети) Риски: - диспропорция финансирования сети, - стимулирование иждивенчества школ, - ориентация на "худшие сценарии развития" Способы минимизации рисков: - ориентация НПФ на ключевые параметры развития сети - сужение коридора коэффициентов к нормативу НПФ: риски и их минимизация
5. Отсутствие механизмов многоканального финансирования Риски: - дестимулирование развития сети ОУ: - повышение доли неэффективных расходов; - низкая мотивация к развитию ОУ в соответствии с собственной стратегией. Способы минимизации рисков: - создание фондов (развития качества, стаб.фондов, "венчурных" фондов и т.д.) под задачи развития сети ОУ и системы образования в целом; - стимулирование механизмов софинансирования; - децентрализация закупок; - стимулирование ФХС школ. НПФ: риски и их минимизация
6. Блокирование развития дистанционного образования в отсутствии подушевого норматива на образование в сети Риски: - снижение качества образования - снижение доступного качественного образования с уходом дистанта только в негосударственный сектор Способы минимизации рисков: - разработка норматива финансирования в сети - стимулирование развития дистанционных образовательных технологий НПФ: риски и их минимизация
7. Отсутствие объективных показаний к изменению величины норматива Риски: - снижение доходов работников образования; - снижение качества образования. Способы минимизации рисков: - обеспечение связи величины норматива с экономическими величинами (например, со средней зарплатой в экономике региона) НПФ: риски и их минимизация
8. НПФ и "слабая" школа Риски: - объем средств, соразмерно количеству учащихся может не позволить формировать достаточную по объему симулирующую часть ФОТ и обеспечивать реализацию стимулирующих принципов оплаты труда - качественные показатели школы по рекордным значениям могут быть неконкурентноспособными; - неподдержка "слабых" школ стимулирует создание образовательных "резерваций" и подогревает социальное растление общества Способы минимизации рисков: - создание образовательных консорциумов; - создание школ ступеней; - отработка показателей качества образования на основе индивидуального прогресса учащихся. НПФ: риски и их минимизация
9. НПФ и НСОТ не увязаны друг с другом Риски: - невозможность реализации стимулирующих инициалы оплаты труда; - стимулирование иждивенческих настроений в среде директоров школ; - увеличение доли неэффективных средств в системе образования; - невозможность введения ФГОС. Способы минимизации рисков: - минимизация количества нормативов финансирования; - обеспечение доведения средств по нормативу до школ в полном объеме НПФ: риски и их минимизация
10. Множественность нормативов как тесные рамки для развития сети ОУ Риски: - сведение многообразия ООП ОУ к счетному количеству неразвивающихся типажей; - ограничение пространства выбора образовательных ресурсов учащимися. Способы минимизации рисков: - снижение количества нормативов; - сужение коридоров поправочных коэффициентов. НПФ: риски и их минимизация
11. Методика расчета объемов учебных расходов и направления учебных расходов отсутствует или устарела Риски: - консервация несоответствующих требованиям ФГОС представлений о качестве образования (невозможность обеспечения прежде всего выполнения требований к условиям реализации ООП, а значит и требований к самим ООП ступеней, и требований к результатам образования) Способы минимизации рисков: - закрепление обновленных направлений учебных расходов школ в НПБ; - перспективное планирование закупок; - передача права ОУ определять долю учебных расходов в объеме доведенных до них средств под реализацию ООП ступеней. НПФ: риски и их минимизация
Риски -связанные с трудностями «перевода» (неполная информированность, искаженная информированность о НСОТ) -связанные с реализацией финансовых механизмов -связанные с реализацией экономических механизмов НСОТ: риски и их минимизация
ТРУДНОСТИ СМЕНЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Содержание образования равно (не равно) содержанию обучения В основе системы финансирования ОУ и СОТ – образовательные результаты -урок только один из типов занятий с детьми; -другие виды занятий с детьми должны быть оплачены учителю наравне (наряду) с уроком -другие виды деятельности учителя должны быть оплачены Стимулирование учителя за качественный труд -Оценивать ЗУН по результатам итоговой и промежуточной аттестации уч-ся? -Как это корреспондируется со сменой содержания образования?
ТРУДНОСТИ «ПЕРЕВОДА» ПРИМЕР «Зарплата» равно (не равно) «базовый оклад» («оклад») -Постоянная часть зарплаты учителя иногда ниже МРОТ, но это не значит, что его зарплата ниже МРОТ -Базовые оклады (должностные оклады) – максимальные (минимальные) величины ЧТО ДЕЛАТЬ? -Доводить средства по нормативу до уровня ОУ в полном объеме; -В объеме выделенных средств ОУ должно иметь право устанавливать оклады (базовый, должностной) самостоятельно, но не ниже установленного на региональном уровне
ТРУДНОСТИ «АНТИКРИЗИСНЫХ» МЕР -Соотношение ФОТучителей и ФОТостальных (70/30) -Наполняемость классов (25 и 15) -Интенсивность труда учителя, измеряемая наполняемостью классов, в которых он работает НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о СОТ как институте качества образования к 2020 году и далее…