1 Правовое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
2 Условия эффективности нормативного правового акта Полезность для всех объектов регулирования (на уровне школы: обучающиеся, родители, педагогическое работники, управленцы); Соблюдение процедуры принятия (участие заинтересованных лиц в принятии проектов; общественная экспертиза, антикоррупционная экспертиза проектов независимыми экспертами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации); Непротиворечивость, системность
3 Система образования (статья 8 Закона Российской Федерации «Об образовании») Организации, осуществляющие образовательную деятельность (статус и процедуры, определяющие статус); Образовательные программы, стандарты, требования к образовательному процессу; Органы управления образованием (система межбюджетных отношений); Государственно-общественные объединения в сфере образования
4 Правовое обеспечение НОИ «ННШ»: общие положения статус НОИ «ННШ» как основания для правотворческого процесса ( Послание Президента Российской Ф едерации Федеральному Собранию от ); содержание НОИ «ННШ»( Распоряжение Правительства от 7 сентября 2010 г. N 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: переход на новые образовательные стандарты, система поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, школьная инфраструктура, сохранение и укрепление здоровья школьников, самостоятельность образовательных учреждений, оплата труда работников образовательных учреждений); сроки реализации НОИ «ННШ» -(сроки реализации годы - Постановление Правительства РФ от N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на годы»
5 Основные нормативные правовые акты федерального уровня Относящиеся к сфере образования: Закон Российской Федерации «Об образовании» (изменения, внесенные Федеральными законами от N 293-ФЗ; от N 2-ФЗ); Постановления Правительства о внесении изменений в положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки; Приказ Минобрнауки РФ от N 57 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена», Приказ Минобрнауки РФ от N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» Не относящиеся к сфере образования: Трудовой кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
6 Правовое обеспечение НОИ «ННШ»: проблемы и успехи Успехи: -новая система оплаты труда (ст.144 ТК РФ + нормативные правовые акты регионального, муниципального уровней + рекомендательные документы федерального уровня); -самостоятельность образовательных учреждений («Федеральный закон 83-ФЗ»); -процедуры, определяющие статус образовательных учреждений (аккредитация, лицензирование); -совершенствование учительского корпуса (аттестация); -процедура определения статуса образовательной организации (лицензирование и аккредитация); -совершенствование контрольно-надзорной деятельности Проблемы: -переход на новые образовательные стандарты; -оценка качества образования; - контроль качества образования
7 Лицензирование с 1 января 2011 года Введение бессрочного действия лицензии на образовательную деятельность (Лицензирование до 1 января 2011 года проводилось каждые 6 лет, что порождало необходимость периодического несения затрат образовательными учреждениями); Сокращение срока принятия решения о предоставлении лицензии на образовательную деятельность (до 45 дней); Сокращение перечня предоставляемых заявителем документов ( с 20 до 9); Исключение избыточной экспертизы при лицензировании образовательной деятельности; Межведомственное взаимодействие; Вместо оплаты услуг- фиксированная государственная пошлина (Затраты на уплату госпошлины: руб.на одно ОУ – разовая пошлина при получении лицензии впервые 200 руб.на одно ОУ- разовая пошлина при переоформлении действующей лицензии на бессрочную) ; Введение механизма «постлицензионного» контроля
8 Государственная аккредитация образовательных учреждений с 1 января 2011 года - Увеличен срок действия свидетельства о государственной аккредитации (для образовательных учреждений профессионального образования – с 5 до 6 лет, для общеобразовательных учреждений – с 5 до 12 лет); - Необходимость аккредитации исключена для дошкольных образовательных учреждений и дополнительных образовательных программ по которым не установлены федеральные государственные требования; - Сокращение срока принятия решения об аккредитации (с 210 дней до 105 дней); - Вместо затрат образовательного учреждения –привлечение независимых экспертов, оплачиваемых за счет бюджета + фиксированный размер государственной пошлины; - Допущение возможности использования профессионально- общественной аккредитации при осуществлении процедур государственной аккредитации
9 Совершенствование контрольно- надзорной деятельности – за нарушение лицензионных требований в отношении должностных лиц Было: до 1 тыс. руб. Стало: тыс. руб. в отношении юридических лиц Было: 5-10 тыс. руб. Стало тыс. руб. – за грубое нарушение лицензионных требований в отношении должностных лиц Было: 1-1,5 тыс. руб. Стало: тыс. руб. в отношении юридических лиц: Было: тыс. руб. или приостановление деятельности. Стало: тыс. рублей или приостановление деятельности – за осуществление деятельности без лицензии в отношении должностных лиц Было: 1-2 тыс. руб. стало: до тыс. руб.; дисквалификация в отношении юридических лиц Было: тыс. руб. Стало: тыс. руб. или приостановление деятельности
10 Федеральные государственные образовательные стандарты и требования содержание стандартов и требований ( федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию); правовой статус примерных образовательных программ ( основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами)
11 Оценка качества образования Проблема равнозначного распределения ответственности участников оценочных процедур : участников ЕГЭ, членов ГЭК, работников РЦОИ, работников пунктов проведения ЕГЭ; Проблема объема ответственности ( ст КоАП РФ-штраф на граждан от до рублей; за нарушение порядка приема отсутствует ответственность граждан как таковая); Проблема статуса участников оценочных процедур ( общественных наблюдателей, работников пунктов проведения ЕГЭ ); Проблема распределения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации
12 Контроль качества образования Ограниченность оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий (Федеральный закон от N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»- основания для проведения внеплановых проверок образовательных учреждений); Смешение «государственного надзора в области образования» и «государственного контроля качества образования»; Отсутствие системы регулирования государственного контроля качества образования ( проблема статуса и оплаты труда экспертов); Отсутствие возможности полноценого использования результатов общественных экспертиз при осуществлении контроля качества образования