Механизмы реализации дорожных карт изменений в сфере дошкольного образования» Н.М.Шадрина, заместитель директора АНО ИПОП «Эврика»
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» План мероприятий («дорожная карта») Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий»
Сквозные линии дорожных карт Введение ФГОС Совершенствование организационно- экономических механизмов обеспечения доступности услуг (Г(М)З, НПФ,НСОТ) Создание условии ̆ для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг Система оценки качества Введение оценки деятельности организации ̆ на основе показателей ̆ эффективности их деятельности Введение эффективного контракта Мониторинг Дорожных карт Дополнительное образование, профессиональное образование Общее образование дошкольное образование
Основные линии 1.Ликвидация очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации 2.Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования 3.Введение эффективного контракта в дошкольном образовании
Ключевые проблемы доступности дошкольного образования в России Дефицит мест в муниципальных детских садах Отсутствие стимулов к развитию частного сектора дошкольного образования Нехватка средств на строительство и содержание ДОО
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности в дошкольные образовательные организации создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования; обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения; создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования
Предпочтительная форма дошкольного образования Варианты ответов Родители, отметившие этот вариант ответа (в % ко всем респондентам) Муниципальный детский сад 71% Ведомственный детский сад 3% Частный детский сад 3% Семейный (домашний) детский сад 5% Частный воспитатель / няня. Несколько часов в день 1% Подготовительная группа при школе 0% Центр развития ребенка (развивающие и обучающие занятия, включая подготовку к школе) 8% Самостоятельные занятия дома (с родителями и т.п.) 2%
Общественный мониторинг реализации Указов Президента РФ в области развития образования - Ликвидация очередей на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в ДОУ. - Достижение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. 1) Опрос родителей детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), 2) опрос заведующих дошкольными образовательными учреждениями.
Ограничения при выборе наиболее предпочтительной формы дошкольного образования
Предпочтительная форма дошкольного образования Варианты ответов Родители, отметившие этот вариант ответа (в % ко всем респондентам) Муниципальный детский сад 71% Ведомственный детский сад 3% Частный детский сад 3% Семейный (домашний) детский сад 5% Частный воспитатель / няня. Несколько часов в день 1% Подготовительная группа при школе 0% Центр развития ребенка (развивающие и обучающие занятия, включая подготовку к школе) 8% Самостоятельные занятия дома (с родителями и т.п.) 2%
Ни один детский сад из двух тысяч обследованных не заслуживает оценки «отлично» (качество %), и только 3%соответствуют оценке «хорошо»(качество более 50%). РИА Новости html#ixzz2RY7slEOg html#ixzz2RY7slEOg
Создание условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования
Прогноз: Субъектами недостаточное внимание уделено альтернативным формам дошкольного образования: группы кратковременного пребывания детей, семейные дошкольные группы рассматриваются как временные меры, на которые во многих Дорожных картах даже не предусматривается финансирование. При этом, в субъектах с низкой плотностью населения развитие альтернативных форм ДО могло бы стать более эффективным методом удовлетворить спрос населения на услуги дошкольного образования, чем повсеместное (и более затратное) строительство новых ДОО.
Прогноз: По прогнозам Федеральной службы государственной статистики количество детей возраста 3-7 лет в России составит в 2018 году 8,47 / 8,77 / 8,98 миллионов человек (низкий, средний и высокий варианты прогноза). В 2012 году детей этого возраста насчитывалось 7,65 миллионов. По самосму оптимистичному прогнозу в 2018 году в России должны быть созданы 820 тысяч дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. Средний прогноз предполагает, что потребность в местах в ДОО возрастет на 1,12 млн. мест. Высокий прогноз – 1,33 млн. мест. И это даже не учитывая тот факт, что и текущая потребность в местах в ДОО составляет более миллиона мест.
Прогноз сокращения очередности на основе текущих планов создания новых мест в детском саду Из расчета 820 тыс. место Планы регионов не решат проблем у до 2015 года
Демографический спад-главная угроза государственным затратам на строительство детских садов Падение рождаемости может привести к отрицательно му спросу на детские сады
Муниципальный или частный детский сад, что выгоднее?
Выгоды очевидны Даже с учетом меньших Выплат из бюджета На содержание детей в негосударственных детских садах, расходы региона Оказываются выше затрат инвестора За те же деньги, негосударственный Сектор способен создать в 4 раза больше мест
Необходимые меры на уровне муниципалитета и региона
Средняя стоимость создания 1 места в новом построенном ДОУ меняется в Дорожных картах субъектов из года в год ( ) и колеблется в диапазоне от 300 тыс. руб. до 2 млн. руб. между субъектами.
Почему такая форма дошкольного образования является наилучшей для Вашего ребенка?
Ограничения при выборе наиболее предпочтительной формы дошкольного образования
Результаты опроса заведующих дошкольными образовательными учреждениями Варианты ответов Руководители ДОУ, отметившие этот вариант ответа (в % к считающим, что ситуация стала лучше) открылись новые государственные детские сады / детский сад 48% другое (открытие дополнительных групп в садах, открытие подготовительных классов / групп в школе, создание групп семейного типа) 24% увеличился норматив наполняемости групп 19% введены компенсации семьям, дети которых не посещают детский сад, за счет которых семьи оплачивают услуги частного сектора в дошкольном образовании 6% увеличилось число негосударственных (частных) дошкольных организаций / групп 5% введено финансирование услуг дошкольного образования в негосударственных организациях 3%
Доступность дошкольного образования Опрос заведующих дошкольными образовательными учреждениями Руководителям детских садов задавался ряд вопросов о текущей ситуации в их учреждении и в других детских садах их населенного пункта. 47% руководителей указали, что количество заявлений в их детский сад увеличилось по сравнению с прошлым годом, 40% считают, что количество осталось примерно таким же, и только 10% отмечают, что в текущем году заявлений стало меньше. 74% от всех принявших участие в опросе подтвердили, что в их детский сад есть очередь. Однако при вопросе о ситуации в остальных детских садах в данном населенном пункте только 47% ответили, что мест в дошкольных учреждениях не хватает, а 34% уверены, что мест достаточно. Текущие изменения в доступности дошкольного образования руководители детских садов оценивают скорее оптимистично: 54% респондентов ответили, что ситуация с очередями в детские сады улучшилась, 12% думают, что, наоборот, ухудшилась, и 21% считают, что ничего не изменилось. Основной причиной улучшения заведующие детскими садами считают открытие новых государственных / муниципальных детских садов (48% тех, кто считает, что ситуация стала лучше).
БЮДЖЕТ Принцип доступности НДОУ АНО Дошкольны й Центр МБСОШ ИП Частный д.с.
Субвенция Субъект РФ (НПА об установлении норматива на реализацию ООП дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО) Муниципалит ет
: Формирование стоимости услуги Нормат ив на ООП Нормативна содержа ние имущест ва Нормати в науходИ присмот р Коммунал ьные расходы
: МБДОУМАДОУМБСОШ НДОУАНО Дошкольн ый Центр Субсидии на реализацию муниципального задания Субсидии на реализация ООП в соответствии с ФГОС ДО Субсидии на Уход и присмотр
Схема реализации механизма «Образовательного сертификата». Подушевой норматив на обеспечение ребенка дошкольными образовательными услугами (размер может меняться в зависимости от возраста и муниципального образования) Рассчитывается на ВСЕХ зарегистрированных детей в возраст от 3 до 7 лет. Распорядитель бюджетных средств рамках муниципального бюджета Образовательный сертификат (выдается на каждого ребенка) Родители ребенка, состоящего на учете в очередь в дошкольное учреждение Обмен сертификата на средства по нормативу Образовательный сертификат МБДОУ Корпоративное ДО Частное ДО
Как обеспечить реализацию «Дорожных карт» по дошкольному образованию. Ускоренное строительство новых муниципальных детских садов (из легких, не дорогих материалов) Замещение нового строительства реконструкцией и перепрофилированием существующих зданий, созданием муниципальных детских садов на первых этажах жилых домов Активное использование гибких форм предоставления дошкольного образования (без услуги по присмотру и уходу) в других государственных и муниципальных социокультурных учреждениях. Привлечения негосударственного сектора к оказанию услуг дошкольного образования
Риски Не достижение значений показателей по взятым обязательствам субъектов Российской Федерации, в связи дефицитом ресурсов. Не под все инструменты достижения показателей субъекты заложили финансовое обеспечение. Разная готовность субъектов к реализации «Дорожных карт» Несбалансированность действий Федерации, Субъекта Федерации, муниципалитета. Отсутствие региональных программ развития
Спасибо за внимание!