1 «О ходе реализации комплексного проекта модернизации образования, эффектах и результативности выполнения обязательств Республики Саха (Якутия)» Петров В.В., первый заместитель министра образования Республики Саха (Якутия). Министерство образования Республики Саха (Якутия)
2 Комплексный проект модернизации образования стал определяющим фактором переоценки ценностей в российском образовательном пространстве и преамбулой президентской образовательной инициативы «Наша новая школа».
Нормативная база КПМО в Республике Саха (Якутия) 2007 г. 1 закон РС(Я), 2 распоряжения, 1 Указ Президента РС(Я), 4 распоряжения, 8 постановлений Правительства РС(Я), 25 положений, 3 Концепции 2008 г. 2 Указа Президента РС(Я), 2 проекта Законов РС(Я), 4 распоряжения, 2 постановления Правительства РС(Я) г. 1 Указ Президента РС(Я), 2 Закона РС(Я), 2 распоряжения, 4 постановления Правительства РС(Я).
4 Количество общеобразовательных учреждений РС(Я), перешедших на новую систему оплаты труда педагогических работников
5 включение выплат за работу в сельской местности и (или) в арктических улусах; введение коэффициентов, учитывающих деление классов на группы при изучении якутского языка, русского языка в национальных школах; установление компенсационных доплат за проверку тетрадей учителям русского языка и литературы в классах с нерусским языком обучения и учителям якутского языка и литературы с русским языком обучения; допущение соотношения 60:40 Методика формирования новой системы оплаты труда
6 повышение самостоятельности образовательного учреждения; повышение заработной платы учителей; зависимость заработной платы от качества и результативности работы учителя; повышение эффективности расходования бюджетных средств; рост наполняемости классов. Эффекты введения НСОТ
7 Новая система оплаты труда Развитие общественного участия в оценке результатов и зависимость стимулирующей части от результатов качества работы Новая система оплаты труда 2007 год 2009 год
8 введение НСОТ для всех категорий педагогических работников, вспомогательного персонала, для работников детских садов и учреждений дополнительного образования; повышение доли стимулирующей части заработной платы в фонде оплаты труда; развитие финансово-экономической самостоятельности ОУ; мониторинг динамики стимулирующих выплат по НСОТ. Задачи на перспективу:
Уровни нормативного финансирования Межбюджетный (региональный) Внутрибюджетный (муниципальный) Общеобразовательное учреждение
10 ФОТ Норматив на 1 обучающегося Ступени: кл кл кл. Классы: с русским яз. обучения; с родным яз. обучения Нормативная наполняемость классов: 10 человек 12 человек 14 человек 20 человек 18 человек 25 человек 1.4 (70/30) 1,6 (60/40) 1.4 (город), 1.5(село) Коэфф. на доплаты Коэфф. на АУП, МОП и УВП Норма часов на 1 уч-ся по БУП
11 По Закону РС(Я) о размере нормативов для расчета объема субвенций МР и ГО Численность населения свыше 15 тыс.чел. Численность населения от 11 до 15 тыс.чел Численность населения от 3 тыс. чел до 11 тыс. чел Численность населения от 800 до 3 тыс. чел Численность населения от 600 до 800 чел Численность населения до 600 чел
Постановление Правительства РС(Я) «О малокомплектных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и арктической зоне» Реквизиты Постановления РС(Я) ВСЕГО школ Начальные школы ( до 40 уч) Основные школы ( 90 и менее) Средние школы (110 и менее ) 369 от 27 августа 2007 года от 05 ноября 2008 года от 27 августа 2009 года Малокомплектные образовательные учреждения РС(Я)
Эффекты НБФ: повышение прозрачности, объективности и предсказуемости процесса распределения бюджетных средств; рост заинтересованности учреждений в эффективном использовании бюджетных средств; рост финансовой самостоятельности ОУ; уменьшение коэффициента совместительства в общеобразовательных учреждениях;
14 Доведение доли учебных расходов в общем объеме бюджетного финансирования до 10%; Разработка механизма финансирования по принципу «деньги следуют за учеником; Мониторинг финансирования расходов в сфере общего образования ; Разработка стандартов материально- технической оснащенности образовательного процесса в ОУ РС(Я). Задачи на перспективу:
Понятие качества образования Система образования Академические показатели Общество- функционирование и развитие общественной системы Государство - воспроизводство и развитие кадрового потенциала Личность – равные возможности продолжения образования или трудовой деятельности Определение понятия качества образования каждым ОУ самостоятельно, исходя из его специфики и тех запросов, которые предъявляет к этой школе местное сообщество.
Эффекты РСОКО: ориентирование системы образования на конкретные потребности обучающихся, родителей, общества, государства; разработка образовательных программ; повышение уровня открытости образовательной системы; повышение мотивации обучающихся к обучению; повышение мотивации учителей к индивидуальной работе с учащимися и профессиональному росту;
Эффекты РСОКО: формирование нового понятия «качество образования», включающего в себя учебные, внеучебные и личностные достижения обучающихся; осознание педагогической общественностью проблем в обучении и воспитании; рост активности образовательных учреждений в инновационной деятельности, взаимодействии с социальными партнерами; развитие системы управления, ориентированной на результат, эффективность.
18 закрепление и развитие принципа удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей граждан; развитие государственно-общественной системы управления, гражданской экспертизы качества образования, совершенствование нормативно- правовой базы; разработка контрольно-измерительных материалов для регионального мониторинга метапредметных способов деятельности для основной и старшей ступеней обучения. Задачи на перспективу:
Финансирование КПМО: Федеральный бюджет Региональный бюджет 2007 год215173, , год221049, , год203752, ,0 всего639976, ,3
Эффекты: внедрение в практику реструктуризации сети образовательных учреждений, разработки образовательных программ и проектов разного уровня на основе анализа социокультурной, социально- экономической ситуации; влияние развитие сети общеобразовательных учреждений на качество образования; становление практики взаимодействия образовательных учреждений на основе договорных отношений;
Эффекты: разработка собственных критериев эффективности совместной деятельности участников сети; появление новых возможностей в развитии профильного обучения; повышение уровня социальной, экономической и пространственной мобильности выпускников сельских школ за счет увеличения разнообразия форм обучения;
Эффекты: увеличение количества учащихся, которые учатся в современных условиях; формирование позитивного отношения населения республики к происходящей модернизации образования; формирование конкурентной среды между общеобразовательными учреждениями, мотивация к повышению качества и доступности предоставляемых услуг; рационализация использования ресурсов.
23 разработка Программы инновационного развития системы образования РС (Я); формирование сетевой инновационной инфраструктуры, создание устойчивой сетевой инфраструктуры; проведение социокультурного анализа ситуации; разработка совокупности проектов, обеспечивающих запуск Программы инновационного развития системы образования. Задачи на перспективу:
24 Деятельность сетевых учителей по индивидуальным образовательным траекториям учащихся школ республики Школа проектирования (для одаренных детей) Школа общественной экспертизы Координация и навигация сетевых образовательных программ Цифровая (электронная) система образования
Расширение общественного участия Наименование показателя ПланФакт Доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления, в % 19,1483, Доля муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образованием, в % 63,8997, Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, в % 5,6783,87100 х 5.4. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет, в % 19,387,17590,76
Эффекты: повышение уровня открытости образовательной системы; формирование гражданского заказа на образование, внедрение общественного образовательного договора в практику; доверие родителей и общественности к системе образования; появление тенденции участия гражданских институтов в формировании образовательных программ через общественную экспертизу; повышение ответственности и подотчетности образовательных учреждений; активизация взаимодействия сферы образования с социумом.
27 институциональная самодетерминация регионального экспертного сообщества образования, создание республиканской Ассоциации общественных экспертов в сфере образования; оформление гражданского образовательного заказа; общественное продвижение ценностей, ориентиров и результатов комплексной модернизации образования; модернизация муниципальных органов управления образованием. Задачи на перспективу:
28 в XXI век Россия вступила, объявив главным национальным приоритетом развитие инноваций; определение инновационных приоритетов и разработка по ним приоритетных национальных проектов; развитием ПНПО стал Комплексный проект модернизации образования; из КПМО отчетливо видны возможные механизмы реализации Стратегии, вытекающей из президентской инициативы «Наша новая школа».
29 Система образования как модель гражданского общества, правового государства и рыночной экономики.
Ввод общеобразовательных школ 2003 год15 школ на 2199 мест 2004 год17 школ на 2968 мест 2005 год16 школ на 2787 мест 2006 год 15 школ на 2442 место 2007 год10 школ на 2326 мест 2008 год9 школ на 1900 мест 2009 год10 школ на 1998 мест
31 Создание современных условий в общеобразовательных учреждениях республики