Образование как доверительное благо Мария Юдкевич Конференция «Внешняя оценка образования» 4 декабря 2009 года
Вопросы к экономистам Инвариантные по отношению к определению качества образования Характеристики образования как блага, обуславливающие сложности функционирования образовательных «рынков» Поиск теоретических оснований для обсуждения проблемы качества образования
Мотивы выбора школы (МЭО, 2007) По каким причинам вы выбрали эту школу?
Образование как доверительное благо Основание классификации – издержки измерения качества Инспекционные блага Экспериментальные блага Доверительные блага
Доверительные товары и проблемы рынка Фактически – объединение двух рынков: экспертизы и услуги Оппортунистическое поведение более информированной стороны: Снижение качества блага Завышение объемов блага Влияние на рыночные результаты: «защитная реакция» участников рынка
Доверительные товары и реакция потребителей: ориентация на измеримые сигналы
Доверительные блага и институты рынка Формирование новых механизмов и институтов, предотвращающих (в той или иной степени) провалы рынка: Информационные сигналы Информационные посредники Саморегулирующиеся профессиональные организации Институты, занимающиеся аккумулированием информации (рейтинговые агентства и пр.)
Разные потребители – разные подходы к выбору и оценке
Дополнительные особенности и открытые вопросы Дополнительные особенности: Многообразие «целевых» индикаторов Усилия со стороны ученика Помимо прочего: дополнительные возможности оппортунизма со стороны более информированных участников взаимодействия Эффекты сообучения Ограниченные возможности внутренней оценки качества Необходимость формирования системы поддерживающих институтов