Образовательный контент для консультирования УС ОУ по вопросам ОКО в условиях реализации ФГОС
Диалог общества и образования об оценке качества: знаем ли сами, что нам надо? Предмет диалога Феномен «современного образования» и особенности его отражения: - в общественном сознании; - в профессиональном сознании; -в ученическом сознании Медийное пространство диалога
Наше общество (общества) и его (их) представления о качестве (школьного) образования Какие логики пересекаются (сталкиваются) в общественном сознании? Исключительная важность обсуждения аргументов традиции и модерна
Чем диктуется проблематика образовательного контента для общественных управляющих? Несомненно – подготовкой к той роли, которую они призваны сыграть. Но что это за роль? И как они на неё «выходят» (т.е. как становятся субъектами общественной деятельности в образовании)?
Родители и пропедевтика их участия в образовании Поддержка мотивированности молодых родителей: создание детско-взрослых сообществ, построенных на общих интересах и общей деятельности постоянная рефлексия результатов этой деятельности максимальное расширение социально-культурного контекста этой деятельности
Место и роль «внешнего взрослого участия»
Образование как социализация, социализация как образование Качество современного образования возникает на этом пересечении: оно – в эффективности людей, это образование получивших Какая образовательная программа может быть считаться эффективной? Образовательный контент подготовки общественных управляющих возникает, прежде всего, как их собственный ответ на вопросы, связанные с их собственной образовательной деятельностью: не существует ответа на незаданный вопрос
Как происходит формулирование обществом своего заказа образованию? Понятие образовательной политики Субъекты образовательной политики, их интересы и цели Многомерность общества как субъекта образовательной политики Образование как услуга: кого кому и в чем? Кто «главный заказчик услуги»?
В чём состоит услуга? представляются условия обучения (здание, учителя, учебники, питание, медицинское обслуживание, спортзалы и т.д.); предоставляются образовательные программы и услуги по их освоению; осуществляются процедуры по проявлению, фиксации и оцениванию результативности и качественности предоставленной услуги; высшее качество услуги – переход клиента на самообслуживание (индивидуальная ОП, самообразование; саморазвивающееся общество)
Ключевая задача: обеспечить становление субъектности ученика Социализация как образование человека Не столько «знание о …» (когнитивный интеллект), сколько «отношение к…» (культурный интеллект) Образование как: - способность ориентироваться в мире; -просвещение; -культурно-историческое сознание; -способность к точному самовыражению; -самопознание и самоопределение; -моральная восприимчивость; -поэзия -универсальная ценность
Сквозные цели ФГОС Инициативность Уверенность в себе Порядочность Патриотичность Готовность к жизни в высокотехнологичном обществе Готовность к жизни в конкурентном обществе Вовлеченность в исследовательские проекты Вовлеченность в творческие занятия Владение технологиями, которые пригодятся в будущем Способность творчески мыслить и находить нестандартные решения Способность изобретать Способность понимать и осваивать новое Способность выражать собственные мысли Способность самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их Способность умело реагировать на разные жизненные ситуации Способность формулировать интересы и сознавать возможности Установка на продолжение образования в течение всей жизни Укрепление своего здоровья
Основная цель (миссия) общего среднего образования -способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально- культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. (Из концепции модернизации российского образования)
Не общий минимум, а индивидуальный максимум
ОП ОУ как основа ОКО Универсальные компетентности – те, которые работают на «само-» осмысление в этом дискурсе роли учебных предметов и опыта социализации моя ценность – в моей уникальности, моя уникальность – в «наборе» моих качеств и компетентностей
Элементы системы оценивания Г-О механизмы создания, мониторинга и оценки результатов ОП ОУ (и других уровней управления образованием); Г-О механизмы привлечения «внесистемных ресурсов» (культура, спорт, экономика, структуры власти…) Г-О механизмы медийного участия
Тройная перспектива оценивания 1. Социализация и индивидуальный образовательный прогресс ребенка 2. Социализация и социокультурный прогресс детско-подросткового сообщества (метасистемный подход) 3. «Большое общество»: социокультурный и социально-экономический прогресс места проживания, региона, страны ===================================== Качественная оценка необходимых для этого условий и ресурсов (кадровых, нормативно-правовых, материальных…) Расширение пространств социализации и публичного самопредъявления подростков
ОП ОУ как зеркало качества образования гражданский договор инновационный проект описание целесообразных (сообразных цели) образовательных сред и пространств социализации и обогащения личного опыта учащихся преемственность межпоколенной социально-культурной традиции по развитию человеческого капитала ====================================== Двуединство образовательной программы и публичного отчета
Благодарю за внимание!