УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА
АКТУАЛЬНОСТЬ обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства
Качество образования интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Цели, задачи Глобальная : повышение качества образования в муниципальном общеобразовательном учреждении « Средняя общеобразовательная школа 3» п. Чернянка Белгородской области. Глобальная : повышение качества образования в муниципальном общеобразовательном учреждении « Средняя общеобразовательная школа 3» п. Чернянка Белгородской области. Главная цель проекта - создание эффективной школьной системы получения и распространения полной и достоверной информации о состоянии качества образования и обеспечение на ее основе дальнейшего развития образовательного учреждения. Главная цель проекта - создание эффективной школьной системы получения и распространения полной и достоверной информации о состоянии качества образования и обеспечение на ее основе дальнейшего развития образовательного учреждения.
Разработать Программу мониторинга качества образования с описанием критериев и показателей для всех категорий участников образовательного процесса : обучающихся, педагогов, родителей, руководителей образовательного процесса. Разработать Программу мониторинга качества образования с описанием критериев и показателей для всех категорий участников образовательного процесса : обучающихся, педагогов, родителей, руководителей образовательного процесса. Осуществить анализ научных исследований по разработке критериев, показателей и методик изучения качества образования. Осуществить анализ научных исследований по разработке критериев, показателей и методик изучения качества образования. Разработать необходимый инструментарий для изучения качества образования. Разработать необходимый инструментарий для изучения качества образования. Начать внедрение Программы мониторинга Начать внедрение Программы мониторинга Разработать методические рекомендации по изучению качества образования применительно к условиям работы образовательного учреждения Разработать методические рекомендации по изучению качества образования применительно к условиям работы образовательного учреждения
Новизна проекта Программа изучения качества образования с учетом особенностей общеобразовательного учреждения, условий осуществления учебно - воспитательного процесса, социального заказа школе. Программа изучения качества образования с учетом особенностей общеобразовательного учреждения, условий осуществления учебно - воспитательного процесса, социального заказа школе. Управление учебно - воспитательным процессом на основе мониторинга качества образования. Управление учебно - воспитательным процессом на основе мониторинга качества образования.
Прогнозируемые риски управления качеством образования на основе мониторинга кадровые – недостаточный уровень квалификации специалистов для использования результатов оценки качества образования в управлении на уровне образовательного учреждения ; кадровые – недостаточный уровень квалификации специалистов для использования результатов оценки качества образования в управлении на уровне образовательного учреждения ; организационные – отсутствие технических возможностей использования современных автоматизированных систем управления качеством образования ; организационные – отсутствие технических возможностей использования современных автоматизированных систем управления качеством образования ; социальные – недостаточный уровень готовности общественных экспертов к продуктивному участию в мероприятиях по оценке качества образования, отсутствие опыта коллегиальных решений в рамках государственно - общественного управления в системе образования. социальные – недостаточный уровень готовности общественных экспертов к продуктивному участию в мероприятиях по оценке качества образования, отсутствие опыта коллегиальных решений в рамках государственно - общественного управления в системе образования.
Предполагаемые методы и подходы 1. Методологическим основанием деятельности по определению эффективности учебно - воспитательного процесса в школе является парадигма личностно - ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно - воспитательного процесса.1. Методологическим основанием деятельности по определению эффективности учебно - воспитательного процесса в школе является парадигма личностно - ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно - воспитательного процесса. 2. При отборе критериев, показателей и методик изучения качества образования необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно - результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса. H еобходимо отказаться от исследования результативности учебно - воспитательного процесса путем случайного подбора диагностических средств. 2. При отборе критериев, показателей и методик изучения качества образования необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно - результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса. H еобходимо отказаться от исследования результативности учебно - воспитательного процесса путем случайного подбора диагностических средств.
3. Деятельностный подход в управлении качеством образования на основе мониторинга заключается в определении степени соответствия результатов развития личности обучающихся возможностям для развития.3. Деятельностный подход в управлении качеством образования на основе мониторинга заключается в определении степени соответствия результатов развития личности обучающихся возможностям для развития. 4. Диагностика результатов, характеризующих качество образования, должна соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта и ожиданиям учеников школы и их родителей, то есть социальному заказу образовательному учреждению. Целесообразно отслеживать результаты учебной деятельности школьников на предметном, метапредметном и личностном уровнях. Диагностика условий образовательной деятельности должна оценить ресурсное обеспечение образовательного процесса, а так же дополнительные к стандартным требованиям условия образовательной деятельности.4. Диагностика результатов, характеризующих качество образования, должна соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта и ожиданиям учеников школы и их родителей, то есть социальному заказу образовательному учреждению. Целесообразно отслеживать результаты учебной деятельности школьников на предметном, метапредметном и личностном уровнях. Диагностика условий образовательной деятельности должна оценить ресурсное обеспечение образовательного процесса, а так же дополнительные к стандартным требованиям условия образовательной деятельности.
5. Результаты мониторинга качества образования следует использовать для проведения сравнительного анализа муниципальных образовательных систем региона, района на основе ключевых индикаторов и кластерного подхода.5. Результаты мониторинга качества образования следует использовать для проведения сравнительного анализа муниципальных образовательных систем региона, района на основе ключевых индикаторов и кластерного подхода. 6. Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями, показателями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации.6. Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями, показателями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации.
Основные методы исследования : прогнозиров ание наблюдение опрос анкетиров ание
ОБЩИЙ ПЛАН РАБОТЫ СрокиСодержаниеРезультат Ноябрь - декабрь 2008 года Изучение и анализ исследований по мониторингу качества образования Результаты изучения исследований качества образования рассмотреть на заседании научно - методическо - го совета Декабрь 2008 Январь 2009 Повышение квалификации управленческого и педагогического состава в свете требований системы качества. Февраль - март 2009 Подготовка нормативно - правовой базы Положение о мониторинге качества образования
Март - апрель 2009 Разработка Программы мониторинга качества образования Программа мониторинга Апрель - май 2009 Разработка необходимого инструментария для проведения мониторинга качества образования Критерии, показатели, комплект методик для педагогов, родителей Май 2009 Июнь 2010 Внедрение Программы мониторинга качества образования
Результаты